- Химия в реставрации.
- Реставрация дерева (мебели).
- Реставрация металла (драгоценные, цветные и черные металлы).
- Реставрация стекла, фарфора, керамики, кости, перламутра, кораллов, янтаря, кожи.
- Реставрация икон.
- Реставрация масляной живописи.
Антиквариат. Реставрация в домашних условиях
Книга «Антиквариат.
Реставрация в домашних условиях»
является переработанным и значительно дополненным вариантом ставшей популярной работы, выдержавшей несколько переизданий.
В соответствии с названием, она посвящена тому, как и с помощью чего прямо у себя дома восстановить тот или иной предмет старины, чтобы им можно было не только любоваться, но и использовать по прямому назначению.
Материал включает разделы:
Здравствуйте, Валерий.
Пытаюсь разобраться вот в чём: знакомый реставратор с опытом работы лет наверное в 30 как минимум, реставрируя железные предметы для экспонирования в музеях, консервирует их парафином, а в Вашей книге «Антиквариат. Реставрация в домашних условиях», я прочёл: «Следует предостеречь от распространенной ошибки: не покрывайте
сталь парафином! Кажущаяся эффективность такой изоляции
обернется бедой, так как парафин и его аналоги отнюдь не нейтральны,
а являются жирными органическими кислотами.»
Поискав информацию в Сети, я нашёл, что парафин сам по себе — материал синтетический, получаемый из нефти, и из него, путём окисления, могут получить определённые жирные кислоты, но — синтетические.
Прошу Вас по возможности прояснить этот вопрос — повредит ли всё же парафин стали? Честно говоря, я запутался.
С уважением.
Александр, я, возможно, написал это тогда слишком категорично. Парафин, разумеется, не разъест железо и не нанесет ему вреда. Но и в качестве консервирующего покрытия он плох. Во всяком случае, мне приходилось видеть, как металл ржавеет под его слоем. Он, даже будучи нейтральным (а откуда вам знать, что именно намешали в ту свечку, которую вы решили использовать), всего лишь в той или иной степени предотвратит доступ воде и кислороду, а этого мало. Основной смысл консервирующих смазок, как я не раз упоминал в различных публикациях – в вытеснении адсорбированной атмосферной влаги из микроскопических пор на поверхности металла и недопущении ее дальнейшего присутствия. Этого не делает даже пчелиный воск.
Идеальным консервантом, как показал опыт последних десяти, как минимум, лет является аэрозольная силиконовая смазка. Она и влагу вытесняет, и бесцветна, и абсолютно нейтральна в отношении всего и вся: дерева, металла, кожи и т.д. Не пачкает рук, не переходит на соприкасающиеся поверхности, как масло, а со временем слегка подсыхает и образует некую прочную, долговечную пленку. Так что про парафин можно с легким сердцем забыть, это гость из прошлого.
Вот как-то так. Всего доброго.
Валерий.
Благодарю Вас, буду пробовать применять аэрозольную силиконовую смазку.
Вычитал также, что есть медицинский и косметический парафин — более высокой очистки, нежели свечной.
Что касается пчелиного воска, то, как понимаю — в нём-то как раз и содержатся органические кислоты.
Хотя некоторые рекомендуют консервировать им. В старой книге по реставрации (1935 года, кажется), нашёл упоминание о промазывании металла ни чем иным, как топлёным свиным салом. Сейчас сие читать, конечно, более, чем странно.
Благодарю за совет.
С уважением.
Александр, забудьте про парафин, какой бы он ни был. Воск годится только для дерева и кожи, если нужно придать декоративный вид с глянцем. Для любого металла — только силикон. Сало со временем окисляется.
Уважаемый Валерий!
Во- первых, большое спасибо за Вашу книгу, а более подробно — за Ваш опыт и щедрость, с которой Вы им делитесь.
Поводом , который послужил для этого письма, является отреставрированный столик, фотографию которого Вы поместили на обложке своей книги. Дело в том, что очень похожий столик, со множеством сходных деталей достался мне а наследство от моего дедушки. Не могли бы Вы сообщить, что Вам известно об его авторе, предполагаемом возрасте и проч.? Заранее Вам благодарен.
Валерий
Валерий, к сожалению, будучи достаточно опытным «технологом» от реставрации, как историк я абсолютно никакой, т.е. — я не в состоянии определять авторство, стилистику и точную временную привязку предметов. Честно говоря, эти аспекты меня совершенно не интересуют. Так что и рад бы помочь…
С уважением.
Валерий.