Цигун для начинающих

Что такое внутренняя энергия человека, и как она связана со здоровьем? Можно ли с помощью простых упражнений избавиться от ста недугов и продлить жизнь? Что такое цигун, и в чем его отличие от тайцзи-цигун? Как начать им заниматься, когда и каких результатов ожидать? На все эти и многие другие вопросы в книге "Цигун для начинающих" даны ясные ответы, изложенные доступным языком, живо и увлекательно, с юмором, но абсолютно серьезно.  Книга написана на основе многолетнего личного опыта авторов в занятиях и преподавании цигун и ушу.

Цигун для начинающих: 73 комментария

  1. Приветствую
    Цитата из вашей книги :Ду -май объединяет и контролирует все Ян каналы
    начинается точкой чан-цян, расположенной в промежности между анусом и копчиком, проходит по центру спины, далее по средней линии головы, через лоб и нос, заканчиваясь в середине уздечки верхней губы.
    Все китайские источники утверждают обратное, что Инь является восходящим потоком, а у вас Ян.
    Также вы утверждаете, что восходящие меридианы преимущественно расположены со стороны груди, что также противоречит китайским источникам.

    • Руди, я не сам придумал всё это, а работал по переводным источникам. Если там был косяк — значит, он автоматически стал моим. Но имейте в виду, но даже в оригиналах сплошь и рядом встречаются разночтения, даже в самых принципиальных вопросах. Были и есть масса школ и течений, которые придерживаются порой диаметрально противоположных, причем, базовых, положений и концепций. К сожалению…

  2. Здравствуйте, уважаемый Валерий!
    Спасибо за книги, они резко отличаются от рекламной литературы, которой так много. Один вопрос: можно ли выполнять утренний (тантрический) и комплекс 18 упражнений (тайцзи-цигун) при наличии пупочной грыжи?

    • Egor, ничегошеньки не знаю о тантра-йоге и ее комплексах. Но, по любому, вряд ли стоит смешивать всё в одном стакане одномоментно, потому что каждый комплекс (даже в рамках цигун) активирует и задействует различные энергии, которые могут конфликтовать друг с другом, и к чему-то хорошему это вряд ли приведет. Может, и нет, но экспериментировать на себе лично я бы не стал.

  3. Великолепно: просто, ясно и в то же время беспощадно к тем , кто хочет срубить деньжат за счет интереса к восточным оздоровительным системам. Многое мне представляется в ином свете.
    Вопрос личный: можно ли выполнять утренний (тантра-йога) и основной (18 упражнений) комплексы при наличии пупочной грыжи (болезненных ощущений нет).

    • Egor, я все же не врач, и понятия не имею, что можно, а что нельзя при пупочной грыже, особенно касательно тантра-йоги, о которой не имею ни малейшего представления.
      Исходя из житейского опыта можно было бы сказать, что при любых грыжах противопоказано чрезмерное мышечное напряжение.

  4. Здравствуйте Уважаемый Валерий! Вы видели скорее всего в ютюбе, исполнение Хоушеном комплекса 18 форм. Я изучал по этому видео. Потом оказалось, что другие делают совсем по другому. Можно ли обьяснить столь разный к ним подход? Спасибо!

    • Александр, не существует чеканного эталона никакой формы, хоть в каратэ, хоть в Тайцзи, хоть в Цигун, потому что каждый более или менее серьезный мастер хоть чуть-чуть, но переделывал их под свое понимание сути. Времени прошло достаточно много для того, чтобы появилось множество вариаций, порой слабо похожих одна на другую. Поэтому не заморачивайтесь, делайте то, что делаете, а когда встретится что-то более близкое лично вам, плавно переходите, если будет желание. Абсолютной истины нет, и, что характерно — ни в чем!..
      Всего доброго.
      Валерий.

  5. Здравствуйте, уважаемый, Валерий!
    Прошло более 5 лет с тех пор как я прочитал Вашу книгу и увлекся цигун.
    Хочу еще раз выразить Вам свою благодарность.
    Занятия цигун наполнили особым смыслом и упорядочили всю мою жизнь.
    Сейчас я подошел к практике стояния столбом. Опишите, пожалуйста, энергетику и дыхание во время этой практики.
    Заранее благодарю. С глубоким уважением, Джанго.

    • Здравствуйте, Джанго.
      Спасибо за отзыв. Стояние «столбом» лично я никогда не практиковал (так, пробовал слегка — не пошло, скучно), а описание дано на основе опыта моего соавтора Александра Вильчинского, который уделял данной технике очень много времени. Если есть насущная потребность — попробуйте задать вопросы ему лично, зайдя на его страницу в ВК.
      Всего доброго.
      Валерий.

  6. Валерий здравствуйте. При наборе энергетики в низу живота (уровень Свадхистаны) такое ощущение, как будто в даньтяне камера от мячика стоит, ипри каждом вдохе накачивается. С каждой практикой все больше и больше. А потом **качаешь-качаешь** и все больше качков нужно. Это нормально? И если да, то до каких пределов? Просто не поймите неправильно)))) На форумах ))) **знатоки** и гуру)) говорят , что чакры разорвать может.

    • Сергей, я таких глубин и тонкостей не знаю и никогда не знал. Поэтому не рискую давать какие бы то ни было рекомендации.
      На мой взгляд, вряд ли вы найдете настолько изощренную информацию.
      Впрочем, мое ЛИЧНОЕ мнение таково: поскольку даньтяни являются хранилищами и накопителями, то по своей сути они бездонны, и никак не могут быть «разорваны». Избыток или недостаток энергии возможен в каналах. И вообще — Ци много не бывает!
      В любом случае желаю успеха!
      Валерий.

      • Здравствуйте.
        Не нашла, где по другому можно связаться с вами. Хотела узнать, есть ли печатные версии ваших книг? с целью приобретения ) Речь и «Цигун для начинающих» 18 форм.
        Спасибо.

        • К сожалению, печатных версий моих книг больше нет, все распроданы лет десять назад. Да и пес с ними, электронные версии уточнены, в той или иной степени дополнены и переработаны, не говоря уже о качестве иллюстраций. Так что скачивайте и пользуйтесь на здоровье.
          Те, кто предлагает такое за деньги — мошенники и воры, у меня всё бесплатно.

  7. Валерий доброе время суток!! Хотелось бы получить ответ на такой вопрос- У меня рак яичников и яичники вместе с маткой удалены. Теоретически я ознакомились с методикой. А вот практически ? Можно ли мне заниматься и делать 8 ступеней пробуждения? Заранее благодарна за ответ.

    • Лолита, добрый вечер!
      Боюсь, вы заблуждаетесь на мой счет — я не практикующий цигунотерапевт и даже не врач, и абсолютно не знаком с комплексом «Восемь ступеней пробуждения». Так что, к сожалению, мне совершенно нечего вам сказать. Думаю, те или иные рекомендации вам мог бы дать только очень, очень опытный мастер, и — по моему личному убеждению — исключительно китаец, но их даже там единицы.
      В любом случае желаю вам здоровья.
      Всего доброго.
      Валерий.

  8. В одном ответе Страннику Вы написали следующее «Я никогда не выходил за рамки обыкновенного тайцзи и тайцзи-цигун, и никогда осознанно не касался их энергетической стороны — только движения и всё, что прилагается к ним, так сказать, автоматически.»,но,ведь это противоречит самой сути того,что Вы пытаетесь объяснить своим читателям,без рассмотрения энергетики никак и она ни каким образом АВТОМАТИЧЕСКИ не прилагается,а имеет вполне логичное дополнение и должна контролироваться,нужно учиться контролировать свою Ци,в особенности если кто-то хочет овладеть «железной рубашкой»,»железной ладонью» и им подобными.Всем идущим по пути цигун,тай-цзи и медитации,я могу посоветовать книги Вон Кью-Кита,Ян Цзюньмина и Чжоу Цзунхуа.

    • Для того, чтобы овладеть «Железной рубашкой» и прочей экзотикой, действительно требуется осознанный контроль тонких процессов накапливания и применения Ци, причем непременно под руководством опытного учителя, и уж никак не европейца.
      Лично я никогда этим не увлекался ввиду грандиозности и практической недостижимости искомого результата, тем более что результат этот меня вовсе не привлекал и не привлекает.
      Чисто для здоровья вполне достаточно тайцзи-цигун, в котором действительно гармонизация энергетики происходит автоматически и не требует сознательного вмешательства. Но это не означает, что вовсе не требуется понимания того, что именно и как при этом происходит на тонком плане. Одно дело досконально знать, как работает компьютер, и совершенно другое — лезть к материнской плате с отверткой и паяльником.
      А насчет противоречий… Так все боевые искусства и цигун есть чистый дзен, а уж он-то целиком построен на противоречиях.
      Если даже в Библии умудрились найти великое множество косяков и нестыковок, что вы от меня хотите…
      Вот как-то так.
      С уважением.
      Валерий.

  9. Благодарю за книгу! Всё очень подробно, понятно и, в то же время, кратко. Делаю комплекс ежедневно уже больше полугода. Результаты есть. Самое главное — я начал высыпаться, чего со мной уже давно не было. Сплю столько же, сколько и раньше, а днём стал чувствовать себя бодрым. Дополнительно начал делать 24 форму Ян Тайцзи Цюань. Вот бы ещё кто-нибудь и по этому комплексу такую же отличную книгу написал. 🙂 Не возьмётесь? Там тоже много не очевидных нюансов.
    Хотел у вас спросить один момент. Вы в книге писали, что к верхнему даньтяню нужно относиться с осторожностью. А у меня как раз иногда во время выполнения 18 форм Тайцзи Цигун появляется отчётливое давящее ощущение в верхнем даньтяне. А в остальных наоборот ничего не чувствую. Не начну я из-за этого видеть чертей? 🙂

    • Дмитрий, здравствуйте!
      24 комплекс я никогда не практиковал, поскольку это современный новодел, в котором отсутствует целый ряд форм. Я начинал с 37, а потом перешел на так называемый 48 комплекс, который тоже не стар, но в нем представлены все формы. Классический 108-й отличается от него только многократными повторами, за счет чего и набирается количество. Но, откровенно говоря, никакого терпения на это не хватает, а главное — теряется концентрация. Всё же суетный современный мир изрядно обтесал нас под себя… С этой точки зрения 24 вполне себя оправдывает, так как не дает расслабиться от начала до конца, и, возможно, это даже важнее.
      Давление в верхнем даньтяне может возникать от не вполне свободного прохождения Ци по орбите. Специально с этим ничего делать не надо, особенно — пытаться «проталкивать» энергию. Черти без приглашения к вам не заявятся, и при качественных регулярных занятиях это должно пройти само собой по мере «очистки» орбиты. Если хотите, чуть сильнее концентрируйтесь на выдохе на нижнем даньтяне, как бы «подтягивая» туда Ци. Поскольку всегда полезно собирать информацию из разных источников, попробуйте задать этот вопрос еще кому-либо сведущему, например — на каком-нибудь форуме. Наверняка получите кучу советов, из которых сможете выбрать наименее фанатичные.
      Удачи.
      Валерий.

      • Спасибо.
        Валерий, а вы не посоветуете какую-нибудь толковую книгу на русском языке по Тайцзи стиля Ян для начинающих? Чтобы там подробно были описаны формы, дыхание и энергетика. Примерно, как в вашей книге по Цигун. Меня учили когда-то давно этому стилю ещё по легендарной книжке Хаберзетцера «Кунг-Фу. Техника китайского бокса» (там, по-моему, 108 форма), и я теперь могу другие формы по всевозможным видео изучать, но чувствую, что какие-то нюансы упускаю. Особенно, что касается правильного дыхания и работы с Ци.

        • Дмитрий, к сожалению (насколько мне известно) таких книг (на русском языке, по крайней мере) не существует.
          Единственное, что могу посоветовать — поискать в сети видеоурок, в котором знаменитый Ян Чженьдо с учеником пошагово объясняет полную форму стиля Ян. Ученик делает, старый Ян комментирует и поправляет. Что он там говорит по-китайски, неведомо, но все внешние нюансы и тонкости исполнения разжеваны в лучшем виде. Я сам шлифовал тайцзи именно с его помощью, только это было еще в эпоху кассет VHS.
          Вот ссылка, возможно, это оно и есть, но названо почему-то формой 103 (85):
          http://www.torrentino.me/torrent/125482
          В любом случае, ничего лучше точно не найти. И то сказать — учит не кто-нибудь, а сын легендарного Яна Чэнфу!
          И уж точно не стоит тратить время на англо-саксонских или отечественных «корифеев», когда есть возможность припасть к первоисточнику.
          Что касается дыхания, а тем более энергетики, то подобную информацию применительно к Тайцзи отыскать маловероятно. Она как-бы неощутимо присутствует, но исключительно в раздробленном, растворенном виде. То на одно, то на другое можно наткнуться в самых разных источниках, а уж заметить, осознать и приложить к себе — это вопрос удачи и личной предрасположенности.
          Всего доброго.
          Валерий.

  10. Добрый день. Меня интересует следующий момент. Стопы, да и ноги в целом, во время столба, должны быть стянуты по отношению друг к другу, или напротив, как-бы расходиться в стороны? Я так понимаю что возможен и третий, нейтральный вариант. Спасибо за возможность задать вам вопрос, а так же за ваши труды в целом

    • Дмитрий, ноги вообще и ступни в частности во время выполнения «столба» не должны «расходиться» в стороны. Если ступни поставить носками слегка внутрь, а потом едва уловимым усилием потянуть их вовне, чтобы они стали параллельны, это и будет искомое положение. Ни о каком напряжении мышц речи не идет, усилия и смещения почти виртуальные, на грани «то ли есть, то ли нет».
      Но по-любому это не столь значимые частности, «столб» не станет бесполезным или никчемным, если вы расположите ступни уже или шире плеч, или даже носками врозь. Это будет не совсем правильно, но не смертельно. Что действительно принципиально важно — прямой и вертикальный позвоночник, правильное дыхание и отсутствие навязчивого «внутреннего диалога» с самим собой.
      Валерий.

  11. Валерий, присоединяюсь к десяткам благодарностей написанных выше. Прошу Вас как специалиста посмотреть это видео с упражнениями и вынести вердикт о его полезности (ссылка на месте сайта, файлообменник depositfiles, вирусов нет-проверка файлообменником), файл 353,1 Mb. Дело в том, что у меня преобладает визуальное восприятие, а воображение хромает. Это видео «Семь шагов к долголетию» продолжительностью 1ч и 13мин с показом упражнений от разминки до медитации со звуковым сопровождением и объяснениями.

    • Сергей, нет необходимости смотреть весь ролик. Может, я и не прав, но я не воспринимаю любые демонстрации каких бы то ни было китайских систем не-китайцами. Достаточно сравнить несколько таких выступлений или уроков, чтобы абсолютно всё стало ясно (сказанное относится и ко мне тоже, поскольку я не китаец). Это всё равно, что пытаться подражать неграм в их сугубо негритянских пластике, динамике и прочем.
      Что касается конкретно данного ролика: инструкторша, пардон, корявая, ученики того хуже. А заниматься подобными вещами в европейской одежде – неуважение к самому предмету занятий и нежелание хотя бы внешне прикоснуться к тысячелетней культуре, маленькой частью которой является цигун. Сие есть нонсенс!
      В целом, по совокупности, очень сомневаюсь, что данная система является древней и традиционной, а не представляет собой упрощенный для понимания почтенной публики компилят, приятный в исполнении и необременительный для освоения.
      Это сугубо мое личное мнение, никому его не навязываю, так что смотрите сами…
      Желаю успехов.
      Валерий.

  12. Здравствуйте, уважаемый Валерий!

    Благодарю за книги. Первый раз увидел 18 форм в исполнении Алексея Кузьмина в видеофильме «Тайцзи-цигун: Оздоровительная гимнастика», попробовал и мне очень понравилось. Начал собирать информацию о комплексе, о Лин Хоу Шене, вот дошел и до ваших материалов. Что в первую очередь удручает — действительно, комплекс делают по разному. Кто-то более медитативно, кто-то более «гимнастически», как вы писали ниже. Разница бывает весьма заметной (взять хотябы Топать ногой, бить по мячу» в исполнении А. Кузьмина и то, что показывает сам др. Лин). Вот и встает вопрос: как-же все-таки правильно? Делать, как на видео с самим др. Лином, но мне как-то больше по душе, что я увидел первый раз у Кузьмина (широкая стойка, перенос тяжести тела с одной ноги на другую и т. д., что не показывает сам др. Лин)… Нахожусь в раздумьях.

    Вот еще ссылка на несколько комплексов в исполнении Лин Хоу Шена:
    https://goo.gl/Yh00ct

    • Здравствуйте, Андрей!
      Когда возникает вопрос: «Как правильно»?, то ответ очевиден — чем ближе к первоисточнику, тем правильнее. Красота, гармоничность и прочие внешние факторы в случае с цигун не имеют абсолютно никакого значения, потому что мастер, создавший комплекс, создавал его «изнутри», ясно понимая всю энергетическую подоплеку, чего априори не могут понимать никакие последователи и интерпретаторы, тем более западные (не-китайцы).
      Вместе с тем именно в случае с «18 формами» вполне допустимо вольное толкование, так как речь идет не о многосложной системе внутреннего делания, а всего-навсего о короткой и изрядно «внешней» форме, изначально ориентированной на широкую аудиторию.
      Так что не парьтесь и найдите для себя максимально приятный вариант исполнения, и не ищите глубину и тайну там, где их никогда не было.
      А если Вас интересует «настоящий» цигун, изучите что-нибудь действительно древнее, монастырское, благо, сегодня не составляет особого труда отыскать соответствующую информацию. Ну, к примеру, Бянь Чжичун, метод Хуашаньской школы, и т.п.
      Хотя без опытного наставника это проблематично.
      Вот как-то так.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Благодарю вас за ответ. Нет, я не ищу никакой глубины и духовных тайн в этом комплексе. Мне понравилось именно то, что вы охарактеризовали как «простой и
        эффективный набор упражнений, который давал бы
        максимальный оздоровительный эффект при мини-
        мальных затратах времени». Но когда читаешь, как важно правильно держать кулак, язык, не отрывать (или, наоборот, отрывать) пятку от земли и проч., начинаешь париться из-за нюансов. Но ваш совет я понял и принял. Еще раз благодарю!

        • Андрей, если соблюдены фундаментальные моменты, т.е.: позвоночник прямой и вертикальный, тело полностью расслаблено, ум погружен в даньтянь, движения плавные, перетекающие одно в другое, дыхание «потаенное», легкое и бесшумное, то совершенно безразлично, как именно сжаты кулаки, насколько точно и сильно либо слабо прижат язык к небу, и в какое именно место, и прочее, и прочее.
          Оторвана пятка или нет, имеет значение в реальном ударе, поскольку это влияет на эффективность последнего, да и то существуют стили, исповедующие в данном вопросе диаметрально противоположные подходы.
          Так что не ройтесь в мелочах, а сосредоточьтесь на трех моментах: расслабление, дыхание, концентрация ума, и тогда любые физические упражнения превратятся в самый настоящий цигун.
          Желаю успехов.
          Валерий.

  13. Валерий, здравствуйте!
    У меня следующий вопрос. Я три года по утрам выполняю комплекс «Око возрождения» ( 7 тибетцев). Хотелось бы освоить «стояние столбом». Как это разнести по времени? Если вообще можно эти практики совмещать.
    И аналогичный вопрос по поводу двух упражнений «поднятие неба» и «поддержание Луны» Вон Кью Кита. Можно ли все это выполнять за один раз, или лучше разнести по дням недели? В интернете ответа не нашёл.
    Больше предостережений. Заранее благодарен за Ваше мнение.

    • Здравствуйте, Александр!
      Лично мое мнение таково: если выполняется тот или иной комплекс целиком, то его лучше не смешивать ни с каким иным. Отдельные же формы допустимо комбинировать в течение дня, тем более недели. Хотя…
      Каждая форма, а тем более комплекс, могут иметь абсолютно различные происхождение, инструментарий и цели, так что не уверен, что так уж целесообразно практиковать их (комплексы) параллельно, чередуя. Вероятно, вы в курсе, что, например, даосские и буддийские традиции едва ли не диаметрально противоположны…
      Что касается «столба», то, на мой взгляд, он стыкуется практически со всем остальным, оставаясь в то же время абсолютно базовым, фундаментальным и самодостаточным упражнением. Например, можно отстоять хоть час, а потом проделать какой-нибудь комплекс. На здоровье!
      Но вообще-то я не настолько глубокий знаток подобных тонкостей, чтобы давать неукоснительные рекомендации, уж извините.
      Вот как-то так.
      С уважением.
      Валерий.

      • Здравствуйте, Валерий!
        Спасибо за ответ и замечательные книги!
        С Уважением! Александр.

  14. Занимаюсь уже как 3 года по 18 формам.
    Итого выводы для себя.
    Статика НУЖНА, не каждый день, но хотя бы 2-3 раза в неделю по 15 мин. От этого голос тверже и глаза яснее.
    Необходимо полное расслабление при выполнении комплекса. При этом, пока что, чувствую, насколько коряво выполняются движения. Стараюсь к плавности ветерка.
    Хотел было позаниматься 8 кусками парчи, но понял, что особого смысла нет. 18 форм как-то более разноплановым комплексом представляется.
    Валерий, огромное спасибо за Ваш труд!

    • Здравствуйте, Сергей!
      Статика действительно чрезвычайно полезна, в цигун в том числе. И вы совершенно правильно выбрали частоту ее исполнения – несколько раз в неделю, фанатизм тут никак не подходит.
      Что касается «8 кусков парчи» — плюс здесь в том, что комплекс этот невероятно древний и, соответственно, эффективный. Проблема в том, где и как обучиться аутентичному исполнению. Думаю, по книжкам это абсолютно невозможно, да и современным коммерческим инструкторам веры никакой. А найти себе чудесного подлинного дедушку… Да есть ли они вообще, и где?
      Остается старательно проделывать «18 форм», они хоть и разработаны всего-навсего в прошлом веке, но хорошим мастером и на основе традиционных упражнений.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Здравствуйте, Валерий.
        Вы совсем не знакомы и не практикуете Бадуаньцзин хоть в какой пусть даже Вашей интерпретации? С жадностью проглотил бы Вашу книгу об этом комплексе цигун, импонирует Ваше умение изложения и чувство юмора, присоединяюсь к благодарностям за Ваши труды.

        • Денис, это «Восемь кусков парчи», если не ошибаюсь? Когда-то, лет двадцать назад, я его начал было делать, но переключился на «18 форм тайцзи-цигун», так что вряд ли смогу вам что-либо подсказать.

          • Так точно, Валерий, «Восемь кусков парчи». Очень жаль, конечно, по крупицам собираю материалы по этому комплексу, что усложняется современным засильем информации, много «воды», Ваши посильные комментарии были бы очень кстати и не для меня только.
            Благодарю за ответ.

          • Денис, в далеком уже 1998 году в издательстве «София» выходила книга Яна Цзюнмина «Знаменитые стили цигун», посвященная именно этому комплексу. Вот я сию секунду забил в поиск в Яндесе — и получил полтыщщи предложений скачать или просто читать.
            На самом деле, если в интернете задать вопрос, почти на 100% придут искомые ответы. Вот я еще на пробу набрал просто: «Восемь кусков парчи» — и пожалуйста: и книжка. и фото, и видео!
            Так что вперед!

          • Не-не, это всё известно, читано-перечитано, благодарю, Валерий. В фундаменте труд Ван Лина «8 упражнений цигун» и, конечно, множество видео китайцев, но оттуда мне лишь динамика. Отчего закомментил здесь? Так Вас услышать по поводу парчей, особливо в пояснениях энергетической составлящей — этого так просто не найти в интернетах, но Вы так живо раскладываете по полочкам в приложении к Тайцзи-Цигуну…

          • Денис, если вы заметили, книга по тайцзи-цигун была написана мною в соавторстве, и именно ему принадлежит вся раскладка по энергетике. Мои — физика, динамика и прочее внешнее. Равно как фото, верстка и собственно текст, т.е. литературная составляющая. Но мы с ним давно не поддерживаем отношений, так что здесь ничем не могу вам помочь, поскольку никакой информацией по энергетике «8 кусков» не обладаю.
            Лично мое мнение таково: поскольку данный комплекс расценивается как разновидность тайцзи-цигун, то и пристального отслеживания энергетики он не требует, а вся ее картина выстраивается автоматически в процессе делания.
            Желаю удачи в поисках.
            Валерий.

  15. Здравствуйте, уважаемый Валерий! Мне уже перевалило за 50 лет и у меня нет планов родить детей. Очень увлекся я цигуном и Ваша книга просто кладезь сокровищ!
    Можно ли мне отказаться без вреда от половой жизни? Супруги рядом не бывает месяцами и отказ от секса очень тяжело переносится мною. Может ли цигун помочь в этом вопросе? Заранее Вас благодарю. С уважением.

    • Здравствуйте, Джанго!
      Если вы не ставите перед собой высочайших духовных задач, то отказ от чего бы то ни было – мяса, секса и т.п. – лишен всякого смысла, как и любой вид фанатизма. Более того, это попросту вредно для здоровья. И, разумеется, никакой цигун, тайцзи и прочие медитации в преодолении плотских страстей еще никому не помогли. Насколько я знаю, подспорьем на этом тяжком поприще служат исключительно пост и молитва.

  16. Кстати, везде описано, что мужчины теряют энергию при эякуляции. Ладно, такова се ля ви:) А вот интересно, сама партнерша эту энергию получает?

    • Уважаемый Сергей!
      На этот деликатный вопрос вам, несомненно, во всех подробностях ответят тантристы, а я никогда этим не заморачивался.

  17. Уважаемый Валерий Николаевич!
    Большое спасибо за очень интересные и полезные книги, особенно «Цигун для начинающих». Пытаюсь осваивать ее практически, но при этом, несмотря на тщательно разжеванный материал, все равно возникает масса вопросов. Прежде всего это относится к качеству и полноте осваиваемых форм. Тяжело определить ту границу, после достижения которой можно переходить к освоению новой формы, ведь предела совершенству нет. В этой связи хотелось бы попросить Вас порекомендовать кого-то практикующего тайцзи-цигун (а в идеале и разделяющего Ваши подходы) в Москве. Очень хочется надеяться, что Вы пересекались с такими людьми в ходе командировок, стажировок, семинаров и/или т.д.
    Заранее благодарен за любой ответ.
    P.S. 08.01.2015 Сергей упомянул про ваше видео. Не планируете выложить его на своем сайте?

    • Уважаемый Дмитрий!
      Не представляю даже, о каком видео идет речь. Разве что — о снятом мурманчанами лет семь (если не десять) назад по их настоятельной просьбе, когда я еще вел занятия. Но его у меня нет и не было, так что выкладывать мне просто нечего.
      Формы следует изучать последовательно, но переходить к следующей лучше тотчас после запоминания предыдущей, не дожидаясь полной ее шлифовки. Это связано с тем, что комплекс не зря зовется «комплексом», и практиковать его оптимальнее всего от начала до конца, пускай даже, на первых порах, не вполне чисто. От выполнения отдельных форм вреда не будет, но и польза невелика. Полировать комплекс следует целиком.
      Порекомендовать кого-нибудь и рад бы, но не могу, так как попросту никого не знаю, тем более в Москве, поскольку всегда был сам по себе, и ни в семинарах, ни в стажировках участия не принимал, ибо сии мероприятия всегда и всюду есть мероприятия коммерческие, направленные исключительно на добычу денег из жаждущих тайных знаний адептов. И это правда.

      • Поразительно!
        За два года функционирования сайта не было задано ни единого вопроса ни о реставрации оружия (в чем я действительно специалист), ни о кобудо, ни о японских мечах — ни о чем, кроме цигун. Неужели на российских просторах от моря до моря не сыскать куда более компетентных «даосов»? Или секрет в том, что я ни из чего не делаю секрета, а знаменем сегодняшних дней стало зажимание и сокрытие «тайных знаний» с целью максимально прибыльной их продажи? Тайны мадридского двора…

        • Видел я этот ролик. Это не я, а как раз тот мурманчанин, если не ошибаюсь — Криводедов, которому я и демонстрировал комплекс в спортзале.

          • Валерий Николаевич, наверное, не с моим опытом (точнее, его полным отсутствием) высказывать замечания, но отдельные формы на видео выполняются не так, как Вы описали в «Цигуне для начинающих». В частности, движения рук в форме «Раскрытие груди» осуществляются почти по прямоугольной траектории. Или так тоже допустимо?

          • Дмитрий, я не могу ни отвечать за то, кто, что и как делает, ни повлиять на это делание.
            И, собственно, кто сказал, что мой вариант единственно правильный и оптимальный? Может быть, он хорош только для меня одного? Если Вы поглядите на исполнение разными мастерами (кои не мне чета!) одного и того же комплекса тайцзи, в глаза тотчас бросится именно то, что всяк работает по-своему. Общая канва одна, как скелет, а вот мясо, жилы, кожа (скорость, динамика, траектории, всякие мелочи) и прочее совершенно индивидуальны. Каждый должен найти свой собственный алгоритм, придерживаясь классического фарватера…

      • Валерий Николаевич, еще вопрос.
        Являются ли первые 4 формы + завершающая самостоятельным мини-комплексом?

        • Да, первые четыре формы плюс завершающая могут использоваться в качестве мини-комплекса — если не хватает времени на полный. Это полезно проделывать утром, для активизации организма после сна.

          • А если утром, в качестве зарядки, «8 кусков парчи»? А «Великий предел» отдельно днем»? Подозреваю ответ, что главное делать, а не бездействовать.

          • Дмитрий, не подходите к этому слишком строго!
            На здоровье – выполняйте в течение суток в любом произвольном порядке и «Парчу», и тайцзи, и 18 форм, и багуа-цигун, и синьи-цигун впридачу – всё впрок!
            Только полезно все же учитывать суточный оборот Ци с точки зрения пяти первоэлементов и взаимных смен Инь и Ян.

      • Здравствуйте, Сергей!
        К сожалению, Dr.WEB блокирует эту ссылку, а перечить антивируснику неохота. А кто такой «Мастер-основатель»?

        • Спасибо, Сергей! Очень ценный материал. Сразу бросается в глаза целый ряд нюансов, в частности — кистевые сбросы в конце почти всех движений руками, значительная амлитудность движений, в том числе — активные глубокие просадки. В целом динамика исполнения сдвинута в гимнастическую сторону, а я до сих пор делал всё более компактно, со сдвигом как бы к чистому цигун. Учту.
          Вот это и есть яркий пример того, о чем я всегда писал: обучаться следует только у китайцев, а не у «желтоволосых дьяволов», включая меня самого.
          Еще раз большое спасибо.
          Валерий.

  18. Валерий, спасибо большое за книжку! Перечитал уже несколько раз вкупе с «Луной в тумане». Все доходчиво, без всяческой мистификации. Еще помогло Ваше видео.
    Занимаюсь самостоятельно по книжке «Цигун для начинающих».
    Вопрос следующий. Как нужно оптимально построить занятие? Разминка-статика-формы-заминка? Что из этого нужное/не нужное и в какой последовательности выполняется?
    Пока занятие строю следующим образом.
    1) разминочные упражнения из Чжун Юань цигун
    2) статика — столб, от 20 минут
    3) комплекс форм, от 6 повторов
    4) статика — столб, 2-3 мин
    5) статика в «пустой ноге» и на одной ноге (из «Луны в тумане»).
    Заранее спасибо за ответ.

    • Уважаемый Сергей!
      Почему-то все считают меня активно действующим тренером, более того – методистом, чуть ли не гуру. Это иллюзия! Так или примерно так было когда-то, более 10 лет назад. Теперь же я практикую один раз в день 18 форм тайцзи-цигун, чего вполне достаточно. И всё! Соответственно, вряд ли я смогу предложить Вам адекватную методику построения занятий, тем более что всегда считал и считаю, что хорош абсолютно любой их алгоритм.
      Единственно, в чем я решительно сомневаюсь – это в допустимости совмещения буддистской системы Чжун Юань цигун с даосскими практиками, к каковым относится тайцзи во всех разновидностях, так как строятся они на достаточно разных принципах. И уж совсем смущают (правильнее сказать – отталкивают и пугают) меня три его «продвинутых» уровня, направленных на развитие экстрасэнсорики и прочих сверхвозможностей. К таким вещам я относился и отношусь резко негативно, уж извините.
      Вот, как-то так…

      • Ок, понял… И все-таки, обращаясь к вашему опыту 10-летней давности:) Нужна ли разминка-заминка при выполнении достаточно длительной статики? Может посоветуете что-то почитать?
        Пока что обратился к Вашей же более старой книге «Йога и цигун — путь…» — там описывается утренний комплекс Тантра-йоги. Думаю, это то, что мне нужно для разминки. Т.к. занимаюсь преимущественно утром.

        • К вопросу разминки и заминки.
          Если начинать комплекс сразу, особенно утром, то удается долго сохранять расслабленное полусонное состояние, и тем самым отчетливее подмечать всякие мелкие нюансы и тонкости исполнения, однако динамика будет страдать из-за неразогретых суставов, связок и т.д. Физическая разминка придаст исполнению легкость, но может повредить сосредоточенности.
          Для статики физическая разминка, пожалуй, ни к чему. На мой взгляд, оптимальным является подготовка в виде всевозможных похлопываний, растираний и прочего в том же роде – для активизации Ци. А, вообще-то, рецептов не существует, каждый должен найти свой метод подстать своему темпераменту, телесным кондициям, образу жизни и т.п.
          В качестве заминки необходимо повторить похлопывания и растирания (в том числе головы), чтобы сбросить и разогнать возможные застои и прочие дисбалансы, успокоить и гармонизировать растревоженную Ци.
          Я, во всяком случае, поступаю именно так.

  19. Уважаемый автор сайта,напишите как открыть большой небесный круг,а также где находятся 12 чудесных сосудов цигун

    • Уважаемый Странник!
      Открытие Большого Небесного круга (орбиты) — задача грандиозная и в реалиях теперешней нашей жизни, без просветленного учителя (однозначно — строго китайца-даоса) абсолютно невыполнимая. Если учесть, что даже активизация Малой орбиты считается огромным достижением и требует нескольких лет упорнейших занятий под руководством квалифицированного наставника (опять-таки, китайца, без вариантов), то говорить о чем-то большем не имеет смысла, а всякие посулы и обещания на этот счет можете смело относить в раздел «аферист-дзюцу». Чтобы отчетливо представить масштаб такой работы, прочтите книгу «Путь мастера цигун», как трое (!) старцев, патриархов Школы драконовых врат, на протяжении многих лет готовили себе приемника из специально отобранного из тысяч и тысяч мальчишки.
      Локализация «Чудесных сосудов» подробно излагается (включая схемы) в любом серьезном пособии по рефлексотерапии (навскидку, по памяти — Лувсан, Стояновский, Вогралик и т.п.). Или поищите опытного рефлексотерапевта (отнюдь не цигуниста), поскольку это как раз их вопрос. Строго говоря, знание расположения каналов (любых) для занятий цигун и тайцзи полезно, но совершенно не обязательно.

      • простите за навязчивость,но меня интересует какая методика из системы цигун или йоги может помочь в очищение каналов от грязной и заблокированной энергии ци(серьезные блоки, ничто не помогает) ,что вы можете посоветовать?

        • Уважаемый Странник!
          Вы обращаетесь не по адресу. Я никогда не выходил за рамки обыкновенного тайцзи и тайцзи-цигун, и никогда осознанно не касался их энергетической стороны — только движения и всё, что прилагается к ним, так сказать, автоматически. Я не открывал орбит, не чистил каналов и не снимал блоки. Соответственно, я не могу быть советчиком ни Вам, ни кому бы то ни было в этих чрезвычайно тонких, капризных, а зачастую и небезопасных практиках. Так что настоятельно рекомендую поискать-таки какого-нибудь старого китайца и только китайца. Ни россиянам, ни американцам (тьфу, тьфу, тьфу), ни вообще каким угодно «круглоглазым дьяволам» доверия нет и быть не может!

Добавить комментарий для Валерий Хорев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *