Японский меч. Десять веков совершенства

Книга «Японский меч. Десять веков совершенства» посвящена одному их самых примечательных феноменов оружейного искусства – классическому японскому мечу нихон-то, более известному под именем самурайского. На эту экзотическую тему написано множество исследований, но почти все они (во всяком случае — западных авторов) касаются лишь одного аспекта меча – художественного, и рассматривают его как явление декоративно-прикладного искусства. Ценность данной работы в том, что в ней представлена иная точка зрения на меч как на предмет вооружения, для чего, собственно, он и создан. Нельзя вести разговор об оружии, игнорируя его суть, при этом иные составляющие могут быть достоверно и по достоинству оценены лишь с учетом их практической целесообразности. В книге собран чрезвычайно богатый и разнообразный материал, дающий исчерпывающее представление о предмете, но особая её ценность в том, что весь объем информации дан простым, популярным языком, без наукоподобия или примитивного упрощения. Учитывая стойкий и постоянно растущий интерес к японской культуре в различных формах (икэбана, бонсай, боевые искусства), работа представляет интерес для обширной аудитории, включая специалистов (оружейников, работников музеев, реставраторов, спортсменов и т.д). Книга состоит из 10 глав, с предисловием, приложением и большим числом иллюстраций. В главе «Страницы истории» излагается традиционная периодизация самурайских мечей, начиная с V века и до наших дней, а также прослеживаются изменения, происходившие с мечом в те или иные исторические промежутки. Глава «Типы мечей» посвящена разновидностям японского меча, поскольку в это понятие традиционно вкладывается несколько иной смысл, нежели во всем остальном мире. А именно – под «мечом» японцы понимают то, что имеет стальной клинок (кроме серпов и топоров). Соответственно, алебарды, копья и ножи также относятся к мечам, а их внешность и технологические особенности представлены здесь наравне с характеристиками собственно мечей (катана, тати и вакизаси). Глава «Формы меча» состоит из подробного описания как явных, так и малозаметных деталей геометрии клинков – оформления острия, лезвия, хвостовика и так далее. Скрупулезно изложены стилевые и художественные нюансы, различные  для тех или иных школ и отдельных мастеров. Освоив материал, читатель сможет самостоятельно произвести вполне квалифицированную оценку любого меча, во всяком случае, отличить подлинник от современной реплики или подделки. Глава «Технология меча» дает развернутую и подробную картину всей технологической цепочки изготовления клинка, начиная от подбора сырья и заканчивая полировкой изделия. Также рассказывается о приемах выделки рукояток и ножен. Глава «Монтировка меча» посвящена всевозможным мелким, но вполне унифицированным и традиционным деталям, обрамляющим клинок и призванным служить удобству его использования. Кроме того, каждый из этих предметов веками являлся точкой приложения таланта граверов, литейщиков, ювелиров — то есть тех, чье мастерство превращает суровую боевую вещь в настоящее произведение искусства, не умаляя притом её смертоносного потенциала. Глава «Цуба» рассказывает о наиболее известном и популярном предмете монтировки всякого японского меча — о его гарде в форме диска, именуемой словом «цуба». Примечательно, что эта маленькая пластина смогла завоевать симпатии коллекционеров буквально всего мира. Ничего удивительного — на протяжении нескольких сотен лет цуба является самодостаточным объектом творчества огромного числа и знаменитых, и позабытых ныне мастеров обработки металла. Существовало много школ и направлений, основные из которых представлены здесь в виде своеобразной хрестоматии, дающей представление о самых известных стилях, а также о классических, устоявшихся деталях формы, общих для любого из них. В главе «Муляжи и подделки» рассказывается о плачевных результатах бурной деятельности современных изготовителей сувенирного и прочего оружия. Будучи соблазнены внешней экзотикой японского меча, они не учли безоговорочной традиционности его облика вплоть до самых мелких деталей, не допускающей экспериментов и фантазии. Дело доходит до откровенного изобретения собственных творений, вообще не имеющих отношения к Японии. Материал богато и разнообразно проиллюстрирован качественными фотографиями. Глава «Этикет меча» — о невероятно ритуализированном искусстве обращения с мечом в плане его рассматривания, демонстрации другому лицу и т. д. Подробно изложена специфическая техника ухода за предметом — чистка меча, смазка, хранение и транспортировка. Дан анализ влияния самого меча и его этикета на культуру и этику японцев вообще, перемежаемый красочными историческими эпизодами с участием известных персон — воинов, полководцев и мастеров фехтования. Глава «Кэндзюцу» научит базовым принципам обращения с мечом как с оружием — способам его извлечения из ножен и вкладывания обратно, основным исходным позициям,  разновидностям ударов и защит. Если учесть, что очень немногие в состоянии даже правильно взяться за рукоятку, этот материал будет интересен всем, практикующим японские боевые искусства, так как меч в качестве обучающего элемента является атрибутом большинства из них. Последняя глава — «Своими руками» — рассказывает о том, как самому изготовить вполне рабочий меч. Учитывая, что подавляющее число сувенирных предметов испанского и тайваньского фабричного производства японским мечами, строго говоря, не являются, существует определенная  необходимость в самостоятельном изготовлении реквизита для действительно серьезных занятий иай-до и кэн-дзюцу. В материале особо подчеркивается ряд узловых моментов, соблюдение которых позволит собственноручно сделать нечто, весьма близкое к традиционному нихон-то. Также рассказывается о технологии изготовления тренировочного деревянного бокэна, с соответствующими эскизами и чертежами. Также даются обширные, подробные и тщательно выверенные словари меча и отдельно — цубы, вообще крайне редко встречающиеся на страницах изданий подобного рода. Учитывая объем и широту освещения темы, можно утверждать, что подобная работа является едва ли не первой в своем роде, поскольку остальные публикации дают либо чрезвычайно приблизительную, либо излишне специальную информацию, интересную лишь профессионалам. Доступность изложения материала позволяет вникать в тонкости даже при минимальном уровне общей эрудиции. Эта книга предлагается Валерием Хоревым для бесплатного скачивания.

Японский меч. Десять веков совершенства: 18 комментариев

  1. Доброго времени суток вам Валерий Николаевич . Было интересно, при чтении вашей книги . Когда ознакамливался с перечнем оружия, возник вопрос, а как обстояло дело с тем оружием, которое носили представители торгового сословия ? Ведь после прихода Токугавы к власти, были жестоко очерчены границы сословий . Мне трудно представить(возможно ошибаюсь) представителя торгового сословия под крышей одного додзё с буси . Помогите пожалуйста разобраться .

    • Богдан, я не настолько глубок в знании японского социума Токугавского периода, чтобы сказать, кто имел право и возможность обучаться кэн-дзюцу. По логике вещей — только самураи, пусть даже самые бедные, но самураи. Тем более что носить длинный меч никто, кроме них, не мог под страхом смерти, а школ, изучающих только вакидзаси, не существовало. Вакидзаси могли носить очень многие — те же торговцы, к примеру, но для обучения им бы пришлось размахивать катаной, а за это кирдык.
      С другой стороны, в исторических и псевдоисторических боевиках мы постоянно видим бандитов и всякое отребье с длинными мечами, которыми они нагло орудуют среди бела дня. Не берусь судить о достоверности этого. Возможно, всё было гораздо демократичнее…
      Вот как-то так.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Богдан, и еще. Мне вспомнилось, что существовал запрет не-самураям на ношение ДВУХ мечей, большого и малого, а просто один, хоть и длинный, могли носить если не все, то многие. Тогда всё сходится. А насчет обучения… Разумеется, столичные школы известных мастеров вряд ли принимали в свою среду торговцев и прочих разных, но провинциальный специалист несомненно мог обучать любого, кто платит деньги. Как сказал мне когда-то один мой друг, 7-й дан по каратэ, бывающий в Японии ежегодно: «Ты слишком хорошо думаешь о японцах». В смысле — они достаточно прагматичны и меркантильны.

  2. Здравствуйте уважаемый Валерий!
    С огромным удовольствием прочитал вашу книгу, ушла запоем.
    Сделав несколько попыток в изготовлении, я захотел понять всерьез феномен катана. Ваша книга так пропитанна любовью к этой изящной барышне, в которой быть могут соеденены и прекрасное и смертоносное, что прочитав — я тоже влюбился!
    У меня есть интерес и желание делать катана. Я вполне понимаю, что это будет скорее поделка, но никак не японский меч, но все же есть причина, почему я хочу за это взяться всерьез и почему решил написать вам.
    Дело в том что я буду свои клинки подносить Божеству, желая углубить свои отношения с Ним, действуя согласно своей природе.
    И чтоб добиться успеха в этом, мне нужно всерьез изучить среду, в которой я буду работать, да и недостойно это, наавось что-то сделать и кому-то предлагать в качестве подарка.
    Поэтому прошу у вас помощи. Пожалуйста, посоветуйте хорошую литературу, возможно англоязычную (языком владею), чтобы я смог глубже понять меч, дух и саму идею катана. Если вы посчитаете нужным — я буду счастлив пообщаться с вами лично.

    Сама идея меча мне видится как часть философии война, которую я понять могу, но следовать не способен, потому что сам я скорее ремесленник.
    Зато мое Божество находится в настроении война, царя-кшатрии, предводителя династии и Ему катана вполне подойдет, если я сумею сделать её в правильном настроении и состоянии сознания.

    С глубоким уважением, Роман.
    Адрес моей почты я оставил, надеюсь на ваш ответ!

    • Здравствуйте, Роман!
      Спасибо за такой восторженный отзыв, он меня даже слегка смутил.
      Для начала отвечу на конкретные вопросы:
      — какой-то специальной литературы, посвященной именно изготовлению японских мечей, лично я не знаю — ни англоязычной, ни, тем более, нашей. Как ни удивительно, но моя книжка (точнее, книжки, поскольку о японских мечах их две) по сей день остается единственной на российских просторах, в которой приводится технология и размерные характеристики в цифрах. Знаменитая трилогия Баженова очень подробно описывает все аспекты феномена нихон-то, но информация носит чисто академический характер, и для практика не вполне пригодна. Возможно — и даже наверняка — существуют англоязычные и, тем более, японские издания, однако мне они не известны. Даже хрестоматийный Тёрнбулл является историком и экспертом, но не технологом.
      — что касается философии воина и всей полноты взаимоотношений системы «человек/оружие», то для их понимания нет лучшей книги, чем известная работа Судзуки Тантаро «Дзен и фехтование». Вот хорошая ссылка: http://bookitut.ru/DZEN-I-FEKhTOVANIE-1.html
      А вообще-то Вы определитесь для себя, какой именно аспект японского меча Вас конкретно интересует: боевой, художественно-технологический или философский.
      Идею посвящения мечей божествам, как человек православный, комментировать не берусь.
      И, кстати, отчего Вы зациклились на катане? Тати куда древнее, делались они всегда намного тщательнее, качество гораздо выше, равно как и боевые возможности, хотя чисто внешне их клинки идентичны (тати, как правило, имеют больший прогиб и длину).
      А вообще для правильного понимания предмета нет иного способа, чем близкое знакомство с подлинниками – в музеях, в частных коллекциях, на антикварных рынках (особенно на рынках, где меч можно подержать в руках). Никакая литература этого никогда не заменит. Никогда!
      Вот, пожалуй, всё, что я могу сказать. Я специально не стал писать Вам на почту, чтобы другие также могли прочесть это. Извиняюсь, если что не так. При необходимости не стесняйтесь, задавайте вопросы.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Здравствуйте, Валерий!
        Очень благодарен за ответ и участие, которые вы проявили.
        Зацикленность на катане… Катана, конечно, не высший пилотаж, но она очень хороша. Это продукт культуры не самой высокой и яркой, но все же достаточно хорошо изученной.
        Меня привлекает ведийская культура, но сейчас от нее осталась лишь философия, пусть и ошеломительно мощная, но вот от наследия ремесленников и войнов не осталось заметного следа. И за неимением лучшего, приходится остановиться на японской культуре, там это удалось частично сохранить, о чем говорят статусы тамошних ремесленников — «living treasure».

        Дзен и Фехтование я начал читать, и, похоже, я на правильном пути.
        Благодарю за вашу заботу,
        С уважением, Роман Л.

        • Здравствуйте, Роман.
          Да, к сожалению, от древней индийской технической культуры мало что осталось, особенно это касается металлургии и оружия. Может, когда-то были могучие, изощренные технологии, но уже с позднего средневековья ничего такого особенного не заметно, а уж тем более в XVIII-XIX вв. Через мои руки проходит порядком всевозможных тальваров и прочих кутаров, и это практически всё ниже среднего, так, железяки, с «японией» даже рядом не поставишь. Увы.
          Поищите еще вот что:
          Ягю Мунэнори. «Хэйхо кадэн сё (переходящая в роду книга об искусстве меча)»;
          Такуан Сохо. «Письма мастера дзен мастеру фехтования».
          С уважением.
          Валерий.

  3. Уважаемый Валерий Николаевич. Мы с другом занимаемся реконструкцией(а друг Юрий ещё и реставрацией) хол. оружия с 1990г. Очень жаль что раньше не могли ознакомиться в Вашим опытом, о котором Вы так увлекательно поведали в своих книгах. Ваши книги я читал с карандашом в руках отмечая для себя некоторые незнакомые приёмы обработки материалов, встречая так же и уже освоенные нами приёмы. Поскольку основу нашей обработки материалов составляют токарно-фрезерные работы, то было интересно ознакомиться с Вашим подходом к почти 90% ручному труду. «Мясо», так называем мы излишки металла на заготовке, мы предпочитаем снимать механически с минимальными допусками, не взирая на конфигурацию изделия, т.к. изготовили для этого несколько приспособ. Поэтому несколько критично отнеслись к описываемым Вами трудоёмким ручным операциям, т.к. тот же результат мы достигали за более короткое время. В начале нашей деятельности не было хорошей информации и первое своё изделие-катану я делал «на глазок» по фильмам и картинкам. С точки зрения сегодняшнего дня это выглядит ужасно, но когда появилась достоверная информация, то я с удивлением узнал, что практически попал в базовые параметры. Когда я впервые прочёл Вашу книгу «Реконструкция хол.оружия», то написал в издательство «Феникс» с просьбой дать Ваш адрес, т.к. хотелось получить от Вас некоторые консультации и поделиться своим скромным опытом. Конечно мне никто не ответил. Пытался через коллег реконструкторов по 1812г. выйти на Вас, но о Вас никто не слышал, а также мой друг А.Куркин из Севастополя, занимающийся реконструкцией средневековья (его перу принадлежит книга «Рыцари:последние битвы») ничего о Вас не знал в то время. Если Вас заинтересует моё обращение, то нам бы хотелось продолжить с Вами знакомство на почве взаимного увлечения. Мне 65, другу Юре 64 года, живём в г.Екатеринбурге.

  4. Здравствуйте, Валерий! Спасибо что выложили в открытый доступ ваши книги в электронном виде. Давно ищу ваши книги в печатном виде (особенно Японский меч. Десять веков совершенства), но к сожалению они отсутствуют в продаже (последний раз они издавались 4-5 лет назад). Скажите, вы не планируете в будущем их переиздать? Все-таки держать в руках настоящую книгу всегда приятней.

    • Зравствуйте, Роман.
      Может, обычную книгу держать в руках и приятнее, только качество иллюстраций вызывает отвращение, тогда как в электронном виде всё на высшем уровне — это принципиально для книг, основанных именно на иллюстрациях. А переиздавать их сегодня вряд ли кто станет, да и мне возиться с этим нет никакой охоты.

  5. Очень приятно встретить человека бескорыстно делящегося своими достижениями. Только таким образом можно сделать лучше человеческое общество. Низкий Вам поклон.

  6. Валерий! Доброго времени суток!
    Случайно увидел Ваш сайт.
    Книга «Японский меч. Десять веков совершенства», стала моей первой книгой на пути моего увлечения, японской культурой. Втянулся. Теперь в личной библиотеке много и узко специализированных книг по холодному японскому оружию. Ваша книга в какой то степени послужила первым шагом к серьезному пониманию и увлечению. Разрешите выразить большую благодарность за Ваш труд. Большое Спасибо !

    • Здравствуйте, Михаил! Спасибо за комментарий. Раз у Вас собралась уже небольшая подборка книг по «японии», то наверняка будет интересна и другая моя работа — «Японское оружие крупным планом». Почему-то все хвалят «Японский меч», а ее обходят стороной, хотя, на мой взгляд, там гораздо больше малоизвестной информации.

  7. Добрый день (точнее, вечер), Олег!
    Спасибо за комментарий. Но на Вашем месте я бы не стал читать бумажную книжку со скверной полиграфией, а скачал PDF, который основательно подчищен, дополнен, а все иллюстрации в несравненно более высоком качестве, и большинство черно-белых заменены цветными. Раз уж Вы коллекционер, то было бы логично скачать и остальные книги по данной тематике — уверяю, Вы найдете там массу нового для себя. И, разумеется, я готов ответить на любые вопросы.
    Можете писать на почту: No-kitsune@yandex.ru
    Всего доброго. Валерий.

    • Валерий, доброго времени суток! Мы с Вами переписывались года, эдак, полтора назад. За это время я успел побывать в Японии и благодаря Вашей книге «Десять веков совершенства» понял, что о японском мече я знаю больше, чем рядовые жители Страны Восходящего Солнца!! ))) Ну да ладно. Книги я Ваши скачал, за что премного мерси! У меня есть встречное предложение. Я работаю в сфере технических систем безопасности (видеонаблюдение, СКУД и т.п.). Если Вам потребуется консультация али какая помощь в этой области — можете обращаться. Всегда буду рад помочь. Естественно, равняясь на Вас, безвозмездно.

      • Здравствуйте, Олег!
        Большое спасибо за лестные отзывы, не зря я, стало быть, старался! Спасибо также за Ваше предложение, надеюсь, ничего такого не понадобится, разве что консультация какая-нибудь… впрочем, до сих пор удавалось жить вне сферы технических средств безопасности, пусть уж и дальше так. А японцы с китайцами… мы привыкли слишком хорошо о них думать — на самом деле среднестатистический тамошний житель мало что смыслит в своих знаменитых брендах: мечах, икэбанах, дзен, ниндзюцу и прочих тайцзи-цюанях. Поэтому осведомленные в подобных вопросах гайдзины вызывают у рядовых граждан восторг, а у тех, кто понимает — уважение. Примерно так.
        Еще раз спасибо. Всего доброго.
        Валерий.

  8. Валерий, добрый день!
    Огромное Вам спасибо за замечательную книгу — «Японский меч. Десять веков совершенства». Давно уже не читал ничего, кроме специальной технической литературы. Недавно на день рождения приятель подарил мне сей отменный труд, зная мою любовь к холодному оружию и к его коллекционированию. Получаю истинное наслаждение, постепенно изучая книгу. Если у меня возникнут какие либо вопросы — могу ли я обратиться к Вам за консультацией?
    С искренним уважением — Сотников Олег, г. Королёв, Московская обл.

Добавить комментарий для Богдан Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *