Скачать книги PDF

Здесь вы можете бесплатно скачать книги Валерия Хорева в формате PDF (полноцветные версии в высоком разрешении)

Традиционное оружие кобудо [скачать PDF]
Луна в тумане [скачать PDF] Цигун для начинающих [скачать PDF] Душа Востока [скачать PDF]
 Реконструкция старинного оружия [скачать PDF] Японский меч. Десять веков совершенства [скачать PDF] Японское оружие крупным планом [скачать PDF]
Антикварное оружие. Экспертиза и реставрация [скачать PDF]  Булат и дамаск в оружии [скачать PDF] Булат и дамаск в оружии Антиквариат. Реставрация в домашних условиях [PDF] Антиквариат
 

Скачать книги PDF: 66 комментариев

  1. Здравствуйте, Валерий Николаевич!
    Прежде всего хочу поблагодарить Вас за «Круги на воде». Эта книга в принципе открыла для меня Восток и стала для меня настольной. Огромное спасибо! Я Вас искренне считаю своим наставником. Спасибо!
    После нескольких лет занятий Будо, я докатился таки и до «китайщины»… Стояние столбом я начал практиковать давно, но сейчас весна, хорошее настроение и хотелось бы ощутить легкость в динамике)
    Начал изучение Вашей книги о Цигун. Вопрос следующий:
    В книге сказано о необходимости завершения любой энергетической работы «закрытием предела». Значит ли это что изучение комплекса следует начинать с 18-ой формы?

    Благодарю

    • Здравствуйте, Кирилл!
      Хотя в данном комплексе восемнадцатая форма носит торжественное название «Закрытие Великого предела», отражающее ее суть, совокупность действий является абсолютно универсальной и применяется, чаще всего автоматически, после любых упражнений: дыхательных, физических, отдельных или целых комплексов. И я сам, и все мои знакомые ушуисты, проделав что-либо более или менее существенное, совершенно механически, привычно и не заостряя внимания, выполняем вдох-выдох с движением рук перед собой ладонями вверх и поворотом их вниз. С годами это настолько входит в привычку, что делается и в повседневной жизни после любых усилий, повлекших сбой дыхательного ритма. Если нужно, она повторяется два, три или более раз.
      Согласитесь — эта самая «18 форма» настолько элементарна, что громкое слово «изучение» в применении к ней звучит немного странно. Чтобы ответ уж наверняка точно соответствовал вопросу, сформулирую короче: да, вначале нужно освоить ее, а потом хоть мечом машите. Кстати, помахав мечом, я также заканчиваю ею.
      И еще кстати — вместо слегка устаревших «Кругов на воде» я бы рекомендовал их переработанный и дополненный вариант «Луна в тумане», хотя там отсутствует тема окинавского кобудо, и вообще фокус изложения смещен с Японии на Китай…
      С уважением.
      Валерий.

  2. Доброго Вам дня ! Хочу выразить огромную благодарность за Ваши книги. Великолепные издания, выложенные Вами в свободный доступ. Низкий Вам поклон за труды Ваши.

      • Благодарю,Вас,за ваши книги,о японском мече и оружии!Имел глупость не знать о других трудах..Постараюсь восполнить свою библиотеку,в дальнейшем будущем,Вашими,трудами!Очень благодарю,Вас!

  3. Валерий, добрый день!
    Я бегаю 4-5 раз в неделю, хочу после пробежек и вечером естественно практиковать тайцзи цигун, однако услышал такое мнение, что практиковать после пробежек абсолютно бессмысленное занятие. Это действительно так?

    • Владимир, практиковать ТЦ можно когда угодно, но характер его воздействия будет различным. После пробежек и вообще любой интенсивной «физики» организм находится во взбудораженном состоянии, включая всю его энергетику. Разумеется, ни о каких тонких аспектах не может быть и речи, а цигун есть цигун, хоть тайцзи, хоть какой. Польза будет, но, на мой взгляд, минимальная. Это крайность, противоположная той, когда начинают цигунить, едва свесив ноги с дивана.
      Впрочем, вопрос в том, сколько времени пройдет между пробежкой и комплексом. Вероятно, полчаса можно считать минимальным промежутком.
      С уважением.
      Валерий.

      • Валерий, спасибо за ответ. На сколько я понимаю также нет смысла цыгунить только в те дни когда нет пробежек, т.е. 2-3 раза в неделю. Дело в том, что не удается выделить 30 минут после пробежки на перерыв до практики. И еще вопрос, какое время необходимо после пробуждения до момента практики?

        • Владимир, цигунить категорически следует ежедневно, иначе результат будет стремиться к нулю. Например, перед сном.
          А утром — в любое время между подъемом и завтраком.
          С уважением.
          Валерий.

  4. Здравия желаю Валерий!
    Спасибо Вам большое, за предоставление книг в свободный доступ! Аудитория читателей будет шире. В связи с расширением ассортимента электронных устройств чтения книг, прошу Вас предоставить Ваши книги в форматах более удобных для этих устройств : .epub, .mobi, .fb2.
    Спасибо.

    • Здравствуйте, Александр.
      Спасибо за отзыв, однако заниматься переводом PDF в другие форматы у меня нет ни времени, ни желания. Думаю, при большой нужде каждый может, скачав книжку с сайта, самостоятельно проделать это на досуге с помощью одного из множества существующих для этой цели конверторов.
      С уважением.
      Валерий.

  5. Уважаемый Валерий …. (простите, отчества не нашел, прошу извинить)! Совершенно неожиданно, столкнувшись с новой проблемой ( реставрация холодного ор.) стал искать и нашел Ваши замечательные книги. Не знаю, что там пишут виз-а-ви но особый дух в них внесли эпиграфы))). ПТакие же разухабистые и веселые как в книге Фигурнова ( забыл И.О.) -рекомендация по всеобучу Windows 95-98. Это задает дайв, ибо нахожусь в том же пресинге доморощенных ородоксов и поборников «музейной чести» ( я, кстати, археолог и немного музейщик). То есть, для меня совершенно неожиданным и приятным открытием стало, что есть нормальные люди, которые грамотно разделяют акцент на музейную ( на что не все обратили внимание ) и «реконструкторскую тему. Я тоже насмотрелся замученных в музейных ( скажем так, только Эрмитаж, ГМИИ и КИМ с Ор.полатой могуь обеспечивать адекватное состояние, так как у них деньги есть!) собраниях и часто задумываюсь над тем, что не лучше бы этим малораспространенным и малоинтересным широкой публике вещам благополучно жить-поживать в ЧК?! Крамола, а что делать?!
    Для меня крайне лестно было прочесть о применении цианоакрила в купе с опилками органики в качестве мастики. Честно говоря, не зная о Ваших книгах ровно ничего, смело думал, что это мое ноу-хау))) Кстати, активированный уголь, растертый в пыль, я применил при мастиковке изъеденного ржой шамшира ( то ли конец 19-то ли 20 вв. — хорош развес пластины и баланс при «иранско-СА рукояти, только оччччень долго лежал в коровнике). Мастиковка изрядно шлифуется и полируется, желательно брать зап. европейский или хотя бы турецкий клей. Полировку берет и имеет вид реального гематита. Клинок приобрел вид сильно осыпанного черными пятнами.
    С пожеланиям Вам удач и новых интересных книг, которые радуют свежим ветром рельности и осуществимости того, что казалось когда то запедельным
    С ув. Анвар А.

    • Спасибо, Анвар!
      Как это я не догадался, что цианакрилат будет работать с древесным углем! Увы мне, теперь возьму на вооружение, можно имитироваь черное дерево и вообще — он же органика. Спасибо.
      С уважением.
      Валерий.

  6. Уважаемый Валерий Николаевич!
    Обычно 18 форм использую в качестве вспомогательного комплекса до или после других оздоровительных упражнений. Сейчас хочу использовать его только в качестве основной тренировки. Допустимо ли выполнять его 2, а то и 3 раза подряд? Поскольку после первого раза, как правило, дыхание и сознание «выравниваются». И второй раз проходит в более «мягком» режиме. Можно было бы «замахнуться» на самостоятельное изучение какого-либо стиля тайцзи-цюань (те же 24 формы Ян), но без мастера это, наверное, пустая трата времени. А в 18 формах, несмотря на простоту, считаю, сокрыто еще много чего интересного.
    С уважением, Юрий.

    • Здравствуйте, Юрий!
      Вообще-то принято, что «наращивание» комплексов происходит не за счет увеличения числа их прокруток, а за счет увеличения количества исполнения каждой из входящих в комплекс форм (6…9…12…и.т.д). Но – я также давно заметил, что повтор комплекса целиком (правда, я это проделываю не с цигун, а с тайцзи) проходит гораздо качественнее, чем первое исполнение. Так что можно поступать и так, и эдак, памятуя главный принцип: лучше делать как угодно, чем не делать вообще.
      Относительно тайцзи могу сказать совершенно определенно: начинать следует со стиля Ян и только Ян, так как прочие стили гораздо мудренее, каждый по-своему (особенно Чень), и даже с инструктором освоение их без базовой подготовки превратится в пытку.
      Также лучше начать с короткого комплекса (24-го). Хотя это спортивный «новодел», и в нем присутствуют далеко не все формы, отчего благотворное воздействие на организм сильно урезано — зато легче удержать прыгающий ум в узде с начала и до конца исполнения. Чем длиннее комплекс, тем труднее сохранять сосредоточенность, но это нарабатывается само с течением времени (и речь идет не о месяцах, а о годах).
      Вот как-то так.
      Всего доброго.
      Валерий.

  7. Здравствуйте, Валерий Николаевич! У меня еще один волнующий вопрос касательно обратного дыхания. Часто в литературе о цигун не рекомендуют осваивать обратное дыхание, если нет взможности осваивать его под наблюдением опытного учителя. Существуют ли какие-либо особые нюансы, на которые следовало бы обратить внимание при самостоятельном освоении такого дыхания, дабы не «наломать дров» ?
    С уважением, Юрий.

    • Здравствуйте, Юрий.
      На самом деле следовало бы всё и вся делать и осваивать под наблюдением специалиста, однако это в большинстве случаев трудноосуществимо. Что касается «обратного» дыхания, то никаких особенных подводных камней тут не кроется, поскольку оно является вполне физиологичным и естественным, и мы, не отдавая себе отчета, в повседневной жизни то и дело переключаемся на него, особенно в моменты тяжелой физической работы. Как правило, происходит неосознанное чередование прямого и обратного типов дыхания. Абсолютно всё, что мне известно (включая собственный опыт), я изложил в книге о цигун, и сверх того сказать просто нечего. Я его практиковал, практикую и собираюсь практиковать дальше.
      Желаю спехов.
      Валерий.

  8. Здравствуйте, Валерий! Огромное спасибо Вам за книги! У меня к вам вопрос по 18 формам тайцзи-цигун. Многие мастера на видео и в книгах рекомендуют внутреннюю коцентрацию при исполнении форм акцентировать в центре ладоней на точках лаогун. Вы рекомендуете внимание на нижний дантянь. Принципиально ли здесь различие и влияет ли это на качество исполнения форм?
    С уважением, Юрий.

    • Здравствуйте, Юрий!
      Концентрация на даньтяне, в каком бы виде она ни происходила (сидя, стоя, в движении), заведомо не несет в себе никаких подводных камней и совершенно точно не навредит никак и никогда. Кроме того, во время динамичного исполнения любых форм (с движением, шагами, и т.п.) придает устойчивость и центрированность. Это универсум, золотая середина, тогда как концентрация на любых иных зонах и точках есть всего-навсего частный случай, как правило – специальный прием для достижения неких конкретных задач. Концентрация именно на лао-гун имеет смысл, допустим, при ударе или толчке ладонью, но вряд ли целесообразна при исполнении форм, целью которых является активизация, например, опоясывающего меридиана и тому подобных упражнений. Концентрация на даньтяне в конце концов приводит к его «наполнению», а это основа основ абсолютно всего и вся, концентрация же на иных периферийных объектах подобного эффекта не дает. Примерно так.
      Всего доброго.
      Валерий.

  9. Здравствуйте, Валерий Николаевич!
    Спасибо за ответ.
    Вы не знаете, можно ли дома выработать реакцию? Со скоростью у меня проблемы. Раньше реакция совсем плохая была, но одно лето постоянна работала со взрослыми и реакция, несомненно, улучшилась, но всё равно оставляет желать лучшего. Удары тоже шли медленно, но сейчас работаю дома со жгутом и с «тенью», стало лучше. А, что касается реакции на удар противника, искала в интернете везде нужно работать с партнёром, можно ли одной как ни будь наработать реакцию? Если знаете какие-нибудь способы по наработке реакции и резкого удара, подскажите пожалуйста.
    Заранее благодарю,
    Олеся.

    • Здравствуйте, Олеся!
      По поводу реакции могу сказать лишь то, что ее скорость целиком и полностью зависит от умения расслабляться и включать в работу только необходимые в данный момент группы мышц, совершенно не затрагивая мышцы-антагонисты. Если вся мышечная система в тонусе, вы как бы боретесь сами с собой.
      Правильность реагирования также зависит от расслабления, но уже не тела, а психики, каковая расслабленность достигается упомянутой пустотной дзенской медитацией (в пределах разумного). Все, что мне известно по данной теме, изложено, опять-таки, в «Луне в тумане», в том числе и упражнения по постановке взгляда, дабы не зажмуривать глаза в бою.
      Прекрасные результаты дает парная, технически разнообразная работа в невысоком, но постоянном темпе (так называемые пятнашки).
      Каких-либо специальных тренингов на ускорение именно мышечной реакции лично мне не известно, однако данный вопрос великолепно методически проработан в обычном боксе, да и в интернете, уверен, можно отыскать немало эффективных методик.
      Примерно так.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Здравствуйте, Валерий Николаевич! Хотела задать вам ещё пару вопросов, поскольку к сожалению знаю единицы людей, которые разбирались бы не только в боевых искусствах, но и во всяких нюансах и тонкостях. Не давно столкнулась перед боем с таким состоянием(прекрасным), когда я с одной стороны чувствовала всё, а с другой ни чего. В голове не было не одной мысли, не чувствовала не боли, не эмоций и тело, удары сами летели, страх был, но где то далеко, совершенно не мешая. Мне буквально на днях сказали, что страх живёт в животе и когда он от туда поднимается, его мысленно можно опустить назад. Попробовала, действительно так. (Кажется вы писали), что вся энергия находится в животе, тогда если можно самостоятельно опустить страх в живот, можно ли из живота взять энергию, когда её не хватает? А что касается того состояния, которое я описала, меня на тот момент довели до того состояния, психику. Но ведь есть люди, которые входят в это состояние не доводя психику до грани. Если вам знакомо это состояние и вы можете по поводу него что-нибудь сказать, напишите пожалуйста, буду очень благодарна. Заранее спасибо. Олеся.

        • Уважаемая Олеся!
          Не знаю, кто как, но я бы настоятельно не рекомендовал экспериментировать (фактически – играться) с энергией (брать ее откуда-либо, осознанно направлять и т.п.). Чтобы такие вещи проходили, как минимум, безопасно, требуется опытный учитель и годы специфических занятий. В противном случае очень легко и притом совершенно незаметно заполучить какое-нибудь малоприятное функциональное расстройство, не излечимое общепринятыми медицинскими способами.
          Насчет вхождения в «полезные» трансовые состояния – тем паче! Я уже не раз писал на эту тему, но повторюсь: частенько бывало и бывает, что такие практики приводили молодцов (про молодиц не слышал, врать не стану) в уютные стены загородных психдиспансеров. Что это Вас так привлекают всевозможные эзотерические аспекты? Темная сторона силы, она, знаете ли, такая… скользкая…Тренируйтесь себе на здоровье, не выходя за рамки чистой физики – и будет Вам счастье!

        • Олеся, еще пару слов о страхе.
          Страх — совершенно необходимый и полезный мобилизатор. Не будь его, в ахтунговых ситуациях мы бы оказывались неадекватно спокойными и расслабленными, каковое спокойствие и расслабленность не имеют ничего общего со спокойствием, порожденным опытом и привычностью. Скверен неконтролируемый, парализующий, отупляющий страх, но и его следует брать под уздцы, не давать воли. Боятся все! Многочисленные свидетельства самых что ни на есть храбрых и бесшабашных солдат, спецназовцев, десантников и т.д. говорят (их собственными устами) что ничего не боятся только медицинские идиоты, люди со сдвинутой психикой. Здоровый страх, каким сильным бы он ни был, всегда проходит бесследно уже в первые мгновения боя, и вполне может вернуться по его завершении, когда тело и ум успокаиваются. Об этом и о сопутствующих стрессовым ситуациям адреналиновых реакциях я подробно писал, кажется, в «Луне в тумане», а если там нет – то уж точно в «Реконструкции старинного оружия», в самом конце. Вот примерно так. Бойтесь на здоровье!

  10. Здравствуйте Валерий Николаевич! Мне 15 лет, я занимаюсь каратэ Шотокан, недавно нашла в интернете боевые медитации, очень хочется ими заняться, но до начала хотелось бы посоветоваться с опытным человеком, разбирающимся в этом. Пожалуйста, подскажите можно ли боевыми медитациями нанести вред своему физическому и психическому здоровью? Я читала, что вовремя медитации человек входит в транс, можно ли в него войти и не выйти? Могу ли я дома практиковать боевые медитации без контроля опытных людей?
    Заранее спасибо, с уважением Олеся.

    • Здравствуйте, Олеся!
      Не столь уж я опытен именно в медитациях, но кое-что сказать по этому поводу могу.
      Вероятно, вы знаете, что «медитация» означает «сосредоточение». Само по себе сосредоточение никакого вреда нанести не может — ни физического, ни психического. Все дело в том, на чем именно и как сосредотачиваться. Вряд ли какая бы то ни было медитация способна нанести ущерб конкретно физическому здоровью. Иное дело – психика. В определенных случаях тут и до психушки недалеко, и очень даже просто! Тем более это относится к любым трансовым состояниям – тема сия скользкая и непредсказуемая, изобилующая массой подводных камней и совершенно неожиданных опасностей. В частности – из транса можно и не выйти самостоятельно, проторив дорожку в упомянутый «желтый дом» (давным-давно у нас в спортзале один товарищ вошел в такой лихой штопор, что приехавшая милиция уже почти собралась стрелять).
      В связи с такой медвежутью что можно посоветовать?
      1. Никогда не стремитесь к вхождению в транс – ни легкий, ни глубокий.
      2. Медитировать вполне можно и, пожалуй, применительно к каратэ даже нужно. Но – практиковать сосредоточение исключительно на даньтяне (тандэне), то есть на нижней части живота для того, чтобы прыгающий, постоянно отвлекающийся разум получил прочное пристанище и обрел, наконец, спокойствие. Как следствие – тело станет более устойчивым и координированным, а реакции на действия противника гораздо проворнее.
      3. И уж точно ни в коем случае нельзя практиковать визуализацию каких бы то ни было агрессивных, хищных, зверских образов, не говоря уже об инфернальных, т.е. демонических (вероятно, именно это имеется в виду, когда говорят о «боевой» медитации).
      4. Насчет «контроля опытных людей» — не знаю, не знаю… Почему-то эти «опытные люди» сплошь и рядом при ближайшем рассмотрении оказываются вполне безумными упоротыми духоловами, общение с коими ничего доброго не сулит.

      Резюме: ограничьтесь (тем более что Вы пока еще в самом начале долгого пути освоения боевых искусств) чистой физикой, которой и без того море, с привлечением легкого постоянного сосредоточения на тандэне, и этого будет более чем достаточно!
      Вот, примерно так. Если надо – спрашивайте еще.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Уважаемый Валерий Николаевич, спасибо большое за ответ. Вроде бы с тандэном всё теоритически понятно, а как сделать на практике я не понимаю. Подскажите пожалуйста, как на нём правильно сосредоточиться?
        О чём думать в это время (или стараться не думать не о чём)? Сколько по времени работать с тандэном?
        И пожалуйста, если знаете, объясните мне о медитациях. На некоторых сайтах пишут, что медитация и транс это одно и то же, а на других сайтах, что это совершенно разные вещи. Кому верить? Заранее спасибо.
        С уважением Олеся.

        • Здравствуйте, Олеся.
          Медитация и транс совершенно не одно и то же.
          Первая, как я уже написал, есть просто сосредоточение на чем угодно – тандэне, облаках, словах, образах и т. д. до бесконечности.
          Второе – это измененное состояние сознания, которое может быть достигнуто любым способом: той же медитацией, применением психотропных веществ, внешним гипнозом (как это делают цыгане, подчиняя жертву своей воле) и т. п.
          Медитировать в отдельных случаях (если не пытаться вмешиваться в тонкий мир психики) можно. Трансовых же состояний следует избегать всячески, и ни в коем случае к ним не стремиться, какие бы сиюминутные выгоды это не сулило.
          Теперь о тандэне. Коль скоро вы обретаетесь на моем сайте, откройте книжицу о цигуне – там данный вопрос буквально растерт до мелочей, и нет смысла повторяться. Просто старайтесь удерживать внимание в этой зоне (области, точке) – остальное придет само собой. Специально думать о чем-либо не нужно, напротив – в идеале следует вообще не думать, но сие есть высокое искусство, недоступное для экспресс-освоения. По времени – даже не знаю; ну, к примеру, от 15 минут до получаса будет вполне достаточно.
          А вообще я решительно все, что знаю и о чем имею хоть какое-то представление, подробно изложил в книге «Луна в тумане», выложенной на сайт. Больше (и лучше) ни сообщить, ни написать я просто не в состоянии. Скачайте, изучите – и 100500 вопросов отпадут сами собой.
          Всего доброго.
          Валерий.

          • Здравствуйте, Валерий Николаевич. Спасибо большое за ответ. Пару лет назад читала «Луну в тумане» и не однократно перечитывала её. Каждый раз читая «Луну в тумане» нахожу для себя что то новое. Спасибо вам за эту книгу! Очень полезная информация и очень хорошо написана. (Давно её не открывала, поэтому забыла, что там было написано про тандэн), сейчас вновь прочитала это место, всё что хотела нашла и поняла. За одно нашла для себя стойку «столбом». Вы писали, что время стояния нужно постепенно увеличивать. Если я со времен смогу простоять дольше, а времени у меня на это не будит и я буду продолжать стоять столько же, сколько и стояла, пользы от этого уже не будит?
            Заранее спасибо.
            Олеся.

          • Здравствуйте, Олеся!
            Польза от «столба» есть и будет в любом случае, независимо от времени стояния — в разумных границах. А именно: не менее 10 и не более 30 минут за один раз. Меньше десяти минут стоят в период освоения и привыкания, более получаса – удел продвинутых адептов внутреннего «делания». Если возникает ощущение нестерпимой физической усталости, пыточного дискомфорта, то никакой пользы от такого сражения с собственным телом не будет. Полчаса – абсолютно достаточно, и практика вовсе не предполагает непременного последовательного увеличения этого времени до бесконечности.
            Кстати, всё забываю с удовольствием отметить нечасто встречающуюся нынче приличную грамотность Ваших писем. Теперь это такая редкость…
            Всего доброго.
            Валерий.

  11. Здравствуйте, Валерий Николаевич!
    Выражаю вам огромную благодарность за Ваши книги.
    Увлечен восточными единоборствами уже более 20 лет, посещал различные секции с переменным успехом. В последние 9 месяцев увлекся «Даосской йогой» Лу Куань Юй. Несколько раз перечитал вашу книгу «Японский меч» с периодом где-то в 2 года и получил наслаждение от книги(такое ощущение как дуновение легкого ветерка, прикоснулся к чему то таинсвенному, далекому и смертоносному).
    Спасибо и успехов Вам!
    С уважением!
    Юрий!

    • Здравствуйте, Юрий!
      Спасибо за отзыв. У меня уже начинает просыпаться спортивный интерес — напишет кто-нибудь критический или даже ругательный комментарий к «Японскому мечу», или нет? Неужели это-таки действительно настолько удачная книга?
      Всего доброго.
      Валенрий.

  12. Уважаемый Валерий Николаевич! Здраствуйте… спасибо за книги.. в частности за тайцзи-цигун. Извените за орфографию. Сейчас изучаю 18 форм. структуру исполнения формы прошел.теперь начинаю разбиратся с энергетикой. И у меня вопрос.. в первой форме с выдохом все ясно.. опускаем ЦИ в нижний даньтянь и подошвы. А вот на вдохе не понятно.. вдыхая мы куда мысленно ведем энергию в какую область точку тела.. Толи в нижний даньтянь но мы как бы на выдохе ее туда отправили…. Проясните пожалуста этот момент буквально по шагово… А то только у вас в книге это проясняется а у других ТЕМНЫЙ ЛЕС. БУДУ ОЧЕНЬ ПРИЗНАТЕЛЕН. ЕЩЕ РАЗ ИЗВЕНИТЕ ЗА ОРФОГРАФИЮ.

    • Уважаемый Дмитрий!
      Главным отличием тайцзи-цигун от прочих разновидностей цигун как раз и является отсутствие необходимости каким-либо образом контролировать или регулировать протекание Ци по каналам. Более того — в данном случае это совершенно нежелательно, поскольку при правильном исполнении форм энергетика выстраивается оптимальным образом, и это всегда заведомо лучше, нежели результат какого бы то ни было сознательного усилия. Если в описании и говорится о том, что Ци идет так-то и так-то или скапливается где-либо, то это означает, что происходит сие автоматически, без участия лукавого ума. В этом великая ценность тайцзи-цигун. Следить нужно за правильностью дыхания, ритмом, расслаблением и положением позвоночника и всего тела, а не за потоками энергии. Ум при этом целиком и полностью должен быть помещен в нижний даньтянь.
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Уважаемый Валерий Николаевич! Спасибо за ответ… казалось бы все растолкованно ан нет нюансы то остаются недосказанные недопонятые.Вот очередной нюанс- поджатие ануса-.. толи он поджимается когда мы начинаем вдох(выдох) и держится до конца вдоха(выдоха). Толи он поджимается в конечной фазе ( в конце) вдоха(выдоха) и тут же отпускается. Про степень напряжения все ясно.. на грани толи есть толи нет.. А вот непосредственно когда непонятно. Если не сложно внесите ясность. Заранее СПАСИБО за ответ. ИЗВЕНИТЕ ЗА ОРФОГРАФИЮ.

        • Уважаемый Дмитрий!
          Как поджатие, так и расслабление длится ровно столько, сколько длится соответствующая фаза дыхания.
          Усилие не обязательно должно быть иллюзорным, это зависит от стиля исполнения. Если (как правило, в начальный период) форма выполняется «на физике», широко, энергично и мощно, то и поджатие также выполняется по-полной, как сказал поэт — «весомо, грубо, зримо». Когда же исполнение носит углубленный, «нежный», вдумчивый характер, дыхание потаенное, неслышное, а ум спокойно дремлет в даньтяне, то и поджатия/расслабления становятся едва заметными — то ли есть, то ли нет.
          Примерно так.

  13. Здравствуйте, Валерий Николаевич, огромное Вам спасибо за замечательные книги и свободный доступ к ним.
    Однако, после ознакомления с «Луной в тумане», у меня сложилось впечатление, что Вы относитесь с некоторым предубеждением к спортивным видам борьбы, прав ли я? В частности, Вы написали, что борьба самбо к настоящему времени практически мертва, с чем я не согласен. Не могли бы Вы пояснить свое мнение по этому вопросу?

    • Здравствуйте, Антон!
      У меня действительно есть некоторое предубеждение к спортивным видам боевого искуссва, НО — только к тем, которые были изготовлены методом выхолащивания реальной жестокой эффективности сложных старинных систем для того, чтобы ими могли заполнять досуг школота, студенты и прочий офисный планктон. Я не придаю их анафеме, просто не считаю, что такая кастрация достойна аплодисментов. Это как разгуливать с дешевой пневматикой вместо настоящей винтовки и воображать себя охотником или снайпером. Зато — безопасно! Ну, что хорошего стало с биатлоном, бывшим некогда суровым военно-прикладным спортом, когда там сменили калибр с 7.62 на 5.6? Даже выстрелов теперь не слышно, однако — опять же — намного безопаснее! Да и пес с ними, раз уже напридумывали.
      Не с восторгом, но почти без предубеждения отношусь я к современным компилятам типа самбо или кравмага, потому что они создавались как раз с иными целями и обратным способом — выуживанием из старых школ наиболее простых и эффективных приемов с целью обучения им личного состава армии и сил правопорядка. Спорт там на заднем плане. На мой взгляд, САМБО — замечательная система, а насчет умерло или не умерло… Разумеется, не умерло, но в сравнении с прежней популярностью и массовостью — таки еле дышит! Где бесплатные детские секции в каждой ДЮСШ и даже в простых школьных спортзалах? Как-то всё это где-то, пойди найди, попробуй попади, да еще заплати, и т.д. Впрочем, таков сегодня весь спорт в России. Может, я и не прав…
      Вот, примерно так.
      Всего доброго.
      Валерий.

  14. Валерий Николаевич!
    Не один год Ваши книги по реставрации (которые иногда было не просто достать) являются моими настольными. Обидно мне, что никто здесь особо не отметил Ваш талант легко и доходчиво рассказывать о тайнах и технологиях реставрации. Честно — я столько предметов благодаря Вашим книгам приобрел или отбраковал, восстановил или реконструировал… Спасибо
    Вопрос: можно ли получить автограф у Вас в мои(Ваши) книги? Как и где?
    Считаю нарушением авторских прав использование цитат из Ваших книг без ссылки на Вас. Меня почему-то именно только в отношении Хорева задевает пиратство))).
    Кстати, вот мелкий магазин в Новочеркасске просто «вырвал» из текста Ваших книг себе наполнение сайта:http://www.antikvar161.ru/2012-10-01-18-44-12.html

    • Здравствуйте, Дмитрий! Спасибо за отзыв! Как быть с автографами — не представляю, это же нужно где-то пересечься. Если Вы ростовчанин — в принципе, можно было бы. А насчет моих текстов без ссылок — так это уже стихия, всех не проконтролируешь, да и незачем. Мне без разницы. Вот если кто начнет откровенно деньги делать на мне — можно и посудиться, лишних несколько сот тысяч не помешают, а так — пес с ними…

  15. Уважаемый Валерий Николаевич, знакомы не понаслышке с Вашими книгами, в которых Вы продемонстрировали себя редким знатоком
    в разнообразных областях. Но читая Ваши ответы на вопросы читателей, поняли, что главное для Вас в жизни, видимо всё-таки вера!
    И мы с братом очень-очень рады этому! И хочу Вас спросить
    Скажите, а нет ли у Вас книги, в которой Вы также доходчиво, объяснили бы всё по Православию, ведь везде один туман и разночтения, а многим, поверьте — очень многим, простым людям, нужны наставления простого и глубокого человека, каким Вы безусловно являетесь. Ещё брат хочет Вас спросить, вот говорят что Иисусова молитва, на самом деле, это православная мантра? Но мантры, это же большое искушение, и ведут не к Богу а наоборот. Здесь явно какой-то подвох лукавого. А если это все-таки не мантра, почему её надо тысячи раз на чётках повторять каждый день не пропуская, как цигун 18 форм? Очень надеемся на Ваши как всегда понятные разъяснения.
    С глубоким уважением Сергей и Миша.

    • Уважаемые Сергей и Миша!
      Не надо присваивать мне качеств и титулов, которыми я не обладал и не обладаю, особенно в вопросах религии. Книг, посвященных православию, у меня нет, поскольку уж точно не мне претендовать на роль толкователя каких бы то ни было духовных проблем. Если я иногда даю ответы на конкретные вопросы, то всего-навсего излагаю свою точку зрения в данном конкретном случае, не дерзая расширять, обобщать и так далее.
      Тем не менее, ответить на Ваш вопрос достаточно просто, но повторяю – это будет сугубо мое персональное мнение, и оно может не совпадать с мнением действительно глубоких знатоков богословия.
      Итак, первое: в чем разница между молитвой (молитвами) вообще и всевозможными мантрами, заклинаниями и т.п.?
      Разница принципиальная. В молитве человек обращается к некоей высшей силе (Богу) с теми или иными просьбами, или благодарит за помощь, или просто возносит хвалу – что угодно – но это всегда личностное обращение, потому что Бог – это не аморфный сверхразум, не суперкомпьютер, не вселенная и проч., и проч. – это именно личность, и обращаться к нему следует точно так, как ребенок обращается к родителям.
      Мантры же, заклинания, удары шаманского бубна, завывание канглинга и т.д. есть всего-навсего инструменты, или способы физического воздействия на окружающие грубые и тонкие планы бытия с целью получения того или иного эффекта. Мантры и заклинания создают вибрации с сопутствующей прикрепленной информационной нагрузкой. Более изощренные методики предполагают не озвученные ментальные посылы, однако, как правило, это всё перемешано и используется в комплексе с большей или меньшей эффективностью, каковая зависит от квалификации делателя, уровня его энергетики и правильности технологии.
      Что делают те немногие священники, которым свыше отпущен дар целительства? Они молятся, т.е. просят Бога исцелить обратившегося за помощью, что тот и выполняет по их смиренной просьбе (не всегда). То есть – исцеляет Бог, а не человек, который в данном случае выступает в качестве ходатая, промежуточного звена.
      Что делают сонмы так называемых экстрасенсов-целителей? Они, используя врожденные или приобретенные способности влиять на окружающий мир и его обитателей, пытаются (иногда успешно, чаще нет) корректировать неверный (с их точки зрения) ход вещей, не испросив на то даже формального разрешения. А хрена ли? – им всё понятно, сил и знаний хватает, вперед и с песней! Клиент убегает вприпрыжку, рад и счастлив. Помнится, в одной из песен А. Галича есть слова: «А что придется потом платить, так это, пойми, — потом!». А платить придется обязательно, потому что делается всё это вопреки воле Божьей, хакерски. Бог этого отнюдь не разрешает, а лишь попускает с одному ему известными целями.
      То же самое и с разными соблазнительными сверхспособностями (перечислите сами). Если они врожденные, надо стремиться понять, для чего сей крест, нужен ли он вообще и не от лукавого ли (что случается нередко)? Но пытаться самому открывать третий глаз, левитировать, двигать предметы, снимать головную боль, сглаз и порчу, и т.д, и т.п. – означает тайком лезть в запароленный родительский компьютер, используя хакерские приемчики, чтобы добраться до ништяков, вам отнюдь не предназначенных. Наказание вовсе не обязательно последует тотчас, онлайн, но его не миновать!
      Однако вернемся к нашей проблеме. Надеюсь, разница между тысячекратными сотрясениями эфира с помощью мантр, и тысячекратными обращениями «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» понятна!
      Вот что пишет, к примеру, по этому поводу Сэлинджер в одном из рассказов:
      «Словом, старец говорит страннику, — продолжала она, — что если станешь повторять молитву снова и снова — сначала хотя бы одними губами, то в конце концов само собой выходит, что молитва сама начинает действовать. Что-то потом случается. Сама не знаю что, но что-то случается, и слова попадают в такт твоему сердцебиению, и ты уже молишься непрестанно. И это как-то мистически влияет на все твои мысли, мировоззрение. Понимаешь, вся суть более или менее именно в этом. Ты молишься — и мысли очищаются, и ты совершенно по-новому воспринимаешь и понимаешь все на свете».
      Если хотите углубиться в данную тему вовсе уж глубоко, отыщите и прочтите книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
      Вот ссылка: http://www.wco.ru/biblio/books/strannik/Main.htm

      Что касается взаимоотношений православия с боевыми искусствами… Даже не знаю… Если бы я не посвятил им более 30 лет практики и преподавания, возможно, я не был бы столь лоялен, но сегодня у меня нет моральных сил сказать что-нибудь типа: «Это путь греха! Бойтесь ступить на него!». Да и правильно ли это? Что, когда вас подловили в ночи датые гопники с целью поглумиться, неужели надо искать спасения исключительно в смиренной молитве, пытаясь вразумить упырей добрым словом? Может быть, лучше поступить, как крепкие телом воинственные монахи прошлых мрачных веков – попросить у Бога укрепить дух и плоть, да и разнести вдребезги собачьи головы отморозков, чтобы впредь не повадно? А для успешности подобных мероприятий надо усердно тренироваться, избегая, однако, переступать некую границу, то есть: практиковать исключительно физические (силовые, скоростные) аспекты выбранного боевого искусства, сторонясь каких бы то ни было мистических, оккультных его сторон. К сожалению, сия граница весьма тонка и малозаметна, и требуется определенный духовный уровень, чтобы ее хотя бы разглядеть. А кто сказал, что в жизни всё просто?
      Вот, например, сегодня по всей матушке-России распространилась целая сеть клубов и секций, в которых преподают так называемую «Систему», провозглашаемую «единственным в мире православным направлением боевого искусства». Даже при некоторых храмах и монастырях открыты процветающие филиалы! Суть– овладение бесконтактным управлением противниками. И все бы ничего, только вот отец ее Рябко признан некоторыми православными иерархами (почему-то не всеми) одним из наиболее могущественных оккультистов нашего времени, а, говоря проще – настоящий демон во плоти. Подробнее всего о нем, его «Системе» и других бесконтактных стилях рассказывается в материале:
      http://video.yandex.ru/users/missia-dp-centr/view/10#
      Короче, кто хочет тренироваться, тот тренируется: бегает-прыгает, молотит мешки, кувыркается и т.п., а кто хочет запретного – тот медитирует и подбирает психофизические отмычки к заговоренным кладовкам, в которых всегда сидит черт.
      В общем, устал я уже писать, пора закругляться, если будут конкретные вопросы – обращайтесь!
      Всего доброго.
      Валерий.

      • Уважаемый Валерий Николаевич, спасибо Вам за труды, только мы надеялись на понятный ответ. Вы так много нам написали, а мы почти ничего не поняли, кроме того, что знали раньше, что мантры читать нельзя!
        Всё равно спасибо и Бог всё видит и воздаст Вам за каждое умное слово. С глубоким уважением Сергей и Миша.

      • Добрый день, Валерий Николаевич! Скажите Вы не планируете к опубликованию на Вашем сайте книги «Круги на воде»?! Огромная проблема найти именно эту книгу… С уважением Виктор.

        • Здравствуйте, Виктор!
          А почему именно «Круги на воде»? Из-за того, что там сделан упор конкретно на кобудо, с приложением комплексов? В остальном-то «Луна в тумане» перекрывает ее по всем пунктам… В принципе, технически проблем нет, я могу перегнать публикацию в PDF и выложить на сайте, но только там много спорных моментов, устаревших и доже не вполне верных, которые я исключил в «Луне…» Вапрочем, не знаю… Возможно, я сделаю это с предварительными оговорками и аннотациями, может быть, это имеет некоторый смысл. Подумаю…
          Спасибо за отзыв.
          Валерий.

  16. Добрый день! Большое спасибо за ваши книги!
    Я не так много занимаюсь у-шу, но мне очень нравится, и вижу всю его красоту и глубину. Изучаю тай-дзи.

    Помогите мне пожалуйста с такой проблемой — мой знакомый занимается боксом, и говорит что лучше бокса (особенно тайского) ничего нет и не нужно. Все остальное — это для «слабаков». Я ему говорю, что сила есть — ума не надо, и если ты здоровяк и мочишь дохляка, то там хоть бокс, хоть что — все хорошо! А, овладев нашим «Великим пределом», можно победить даже более физически сильного противника (аналогично айкидо).

    Продемонстрировать «превосходство» я пока ему не могу, т.к. в боксерских перчатках сами понимаете какое тай-дзи, а без перчаток они и не умеют толком себя контролировать…
    Я показываю Джета Ли — его он конечно уважает, но говорит что он был бы и боксером отличным, и не видит, как мои «небесные ткачихи» приведут меня к такому уровню мастерства.
    Можно конечно сказать что это глупый спор, типа «кто сильней — кит или слон», или что лучше — «футбол или хоккей», но мне важно и для себя самого это все хорошо уяснить.
    Что, получается тупая жлобская сила переломит все, все тонкие энергии, все «расщепления и отведения»? И нужно тупо качать штангу?

    • Уважаемый Николай!
      Ваш вопрос можно назвать весьма распространенным и даже основополагающим для всех, кто занимается боевыми искусствами не очень давно и, скажем так – не фанатично.
      По порядку:
      1. Чтобы в айкидо (тем более в тайцзи) достичь возможности оказать адекватный отпор даже просто неумелому, но крепкому и ловкому противнику, требуются годы и годы (повторяю – ГОДЫ и ГОДЫ) усерднейших тренировок с привлечением всех своих внутренних и внешних ресурсов — хотя бы потому, что технический арсенал этих направлений существенно отличается от привычного, не говоря уже о пресловутой Ци (яп. – КИ), без которой, на одной «физике», там вообще всё бесполезно. Наличие высококвалифицированного и заинтересованного в конечном результате наставника обязательно, если только вы не прирожденный гений. В случае айкидо проблема попроще, да и хороших мастеров достаточно. Было бы желание – результат рано или поздно придет. С тайцзи дело скверно: я могу заблуждаться, но считаю, что в России нет реальных мастеров высокого уровня, соизмеримого с китайским, хотя и там таковых единицы, а остальные, как и наши соотечественники, просто делают более или менее честный бизнес. Откровенно говоря, я даже не представляю, у кого, как и сколько следует прозаниматься тайцзи, чтобы эффективно применять его боевые аспекты.
      Не верьте организаторам семинаров, где бы они ни проводились – в спортзале или в живописных уголках природы – это элементарный коммерческий проект, и только. Если вы не владеете базовой техникой каратэ или ушу (вообще любой – она примерно одинакова для всех типов мордобоя), никакое тайцзи не поможет. А вот если владеете, то длительные и усердные занятия тайцзи (особенно стилем Чень) пропитают ваши навыки и придадут им неожиданную действенность в критических ситуациях.
      Если Ваш знакомый-таец ищет чисто подраться – флаг в руки, ничего лучше муай-тай ему не найти. Если бы он хотел утонченного искусства без явной практической выгоды – нашел бы что-либо другое. Кто-то учит ката и коллекционирует пояса в каратэ, кто-то наслаждается подражательными «звериными» стилями ушу, кто-то одевает хакама, машет бокеном и видит себя Уэсибой – «У каждого свой вкус», — сказал индус, и женился на обезьяне!
      2. Что за странная повсеместная привычка противопоставлять восточные стили европейскому боксу и видам борьбы? Или каратэ и ушу – кикбосу и муай-тай? Да простой боксер-перворазрядник или таец вдребезги разобьет морду очень многим китаистам и японистам просто потому, что он не тратит времени на изучение форм (ката и тао), а тупо дерется и дерется – день за днем и год за годом. Простые, даже примитивные с точки зрения высокого искусства системы отлично справляются с нехитрой насущной задачей – набить морду. Духовной составляющей – ноль, потенциал противодействия холодному оружию – слабенький, зато овладение происходит просто, быстро и без привлечения излишков разума (да простят меня их приверженцы). А борцы и того хуже – они еще и здоровенные, как быки. Так что вам остается быть или обладателем мгновенного нокаутирующего удара (причем 100 из 100), или носителем чудовищной внутренней энергии, применяемой точно и безошибочно – а таких, как я говорил, и в Китае единицы.
      3. Никогда не следует выставлять в качестве примера киноактеров, так как реальных мастеров среди них почти не встречается. Исключения – Сигал и тот же Джет Ли (Ли Лянцзе), ну, и еще несколько менее известных. Остальные – именно актеры. Если вам уж так нравится старина Ли, то невредно вспомнить, что уже на период его обучения в Пекинской академии Ушу он разительно отличался от всех прочих студентов невероятным фанатизмом и упорством. Если все проделывали тот или иной элемент сотни раз, то он — тысячи и десятки тысяч, ну и так далее. Это настоящий физически, технически и психически сильный мастер! Между прочим, поглядите на фото молодого Уесибы – этот бычара весом 90 кг при росте 150 см. бросал через себя далеко-далеко стокилограммовый мешок с песком, уложенный на спину, а обучался своему искусству у вовсе легендарного Такеда Сокаку, наследника невообразимо эффективного, проверенного в веках боев Дайто-рю айки дзю-дзюцу. Почитайте, что он был за чудовище…
      Резюме: если Вы хотите в реально обозримые сроки (скажем, лет 5-7) научиться противостоять уличному жлобью (которое в наши дни также не брезгует боевыми искусствами), то да – качайте штангу, освойте базу каратэ и непременно какую-нибудь разновидность борьбы (лучше наше САМБО), и так далее, продолжите сами.
      Если ищите умения накапливать и применять внутреннюю энергию, то настройтесь на десятилетия фанатичных занятий по нескольку часов в день без малейшего пропуска. Тогда, вполне вероятно, годам к пятидесяти сможете продемонстрировать на не склонном поддаваться противнике всю полноту и неодолимую мощь Ци!
      Простите, если разочаровал, но лучше это сделаю я, чем пьяный жлоб в темном дворе…

  17. Уважаемый Валерий Николаевич? Вы же пишете про «ЩЕКОТЛИВЫЙ НЮАНС…и что любой сброс эякулята есть КАТАСТРОФИЧЕСКАЯ
    потеря энергии…», и тут мне отвечаете, что «такими проблемами никогда не заморачиваетесь»? Может все остальные мастера, которые пишут про сохранение семени, тоже не заморачиваются, а просто морочат головы нам, чтобы прибавить себе веса?
    Всё-таки у Вас написано, что вы занимаетесь и преподаёте больше 30 лет, а сейчас наверно уже все 40, и в Вашей книге, Вы описываете такие тонкости с энергией! Неужели сбрасывая эякулят можно к этому прийти? У меня например ни одна гулянка или ночевка у компьютера, ни забирает столько сил и ощущения «ци», как потеря семени. Хотя я от природы совсем
    не слабый парень. Да ещё обидно как слово подобрали — «не заморачиваюсь». А Ваш соавтор значит «заморачивается»? Видно у него те же проблемы, что и у всех смертных… Не то, что у Небожителей!
    Семен.

    • Уважаемый Семён!
      Если я написал, что от того-то и потому-то происходит потеря энергии, это всего лишь означает, что так оно и есть, вне зависимости от моего отношения к данному вопросу. Я не практиковал никакого «сохранения» попросту за ненадобностью для себя лично, поскольку никогда не ставил целью занятий достижение неких заоблачных высот во всей этой даосской алхимии. Если Вы стремитесь ввысь и вдаль — без воздержания или его утонченного аналога — «сохранения» — не обойтись. Если Ваши цели скромнее и не выходят за рамки более или менее крепкого физического здоровья — не тратьте время попусту. А большинство тонких энергетических моментов в нашей книге прочувствованы моим соавтором Александром, который, кстати, не захотел здесь распространяться на достаточно сложную тему «сохранения». Если Вас это интересует, в Интернете есть масса материалов, и практических, и теоретических — остается лишь изучить и проверить действие на себе.
      Валерий.

  18. Уважаемый Валерий, хочу выразить Вам свою признательность и благодарность за чудесное, доступное изложение «18 форм»!
    Большинство просмотренных мною пособий по различным методам цигун, российских и не российских авторов, заставляют опускать руки, от отсутствия систематизации, или путаницы в описании. Но вчера, я с удивлением прочитала Ваши ответы, практикующему цигун, Петру… В которых Вы, твёрдо (как Вам кажется) придерживаясь православия, в точности озвучиваете позицию, увешанных крестиками и иконками, целителей и экстрасенсов. Ведь в основном, те тоже «работают» только на «поддержание» ТЕЛА, но разве не наивно, тем более Вам, грубо разделять категории «физики» и «духа». Разве не говорится в Вашей и других книгах, о только видимом разделении этих понятий. По логики такого разделения получается, что правы лицемеры ( я безусловно не имею в виду Вас, уважаемого мною человека! ) которые протирают полы в церквушках, а живут, только ради сытого и здорового пуза. Но честно, так же и есть!
    Тут уж простите меня Валерий Николаевич, любому трезво мыслящему человеку, заметна Ваша непоследовательная категоричность.
    С уважением, Мария!

    • Уважаемая Мария!
      Я же не зря написал, что мое личное отношение ко всему тому, чем я занимаюсь уже почти 40 лет, весьма специфическое и даже парадоксальное. С одной стороны, я абсолютно уверен, что это всё грех, однако, не имея ни желания, ни сил бросить столь любимую мною тему, привык думать, что он не столь уж велик. Я никогда не рассматривал восточные практики любого толка в качестве некоего «пути», и совершенно не выношу тех, кто даже употребляет слова «Путь», «гуру» и прочие, тому подобные. Могу повторить здесь лишь то, что когда-то написал в книге «Луна в тумане»: чем серьезнее какое-либо занятие, увлечение и пр., те более обыденным, спокойным и ровным должно быть к нему отношение. Нет ничего хуже восторженных адептов с пылающими глазами, устремленными за горизонт, где машут флагами призраки основателей школ, стилей, сект и т.д.
      Что же касается духа и тела… Опять-таки, мое сугубо личное мнение таково: тело и дух совершенно различны, поскольку первое есть темница для второго, точнее, что-то вроде обязательной униформы, или ходовой части, необходимой для пребывания в мега-тренажере под названием «Земля» с целью обучения и закалки. За телом следует ухаживать точно так же, как за автомобилем, пользоваться им аккуратно, но не отождествлять его с водителем. Примерно так.
      Валерий.

  19. Уважаемый Валерий Николаевич, большое спасибо за вашу работу! Книг по
    цигун много, но именно в вашей все просто, ясно и методично. У меня
    такой вопрос — я слышал что в цигун большое внимание уделяется
    сохранению половой энергии, но ясных указаний я не встречал. Читал
    Мантека Чиа, но там очень заморочено все. Может вы, за многие годы
    практики, «вычленили» самое главное? Особенно интересует сам половой
    акт, что и как там, чтобы не «расплескать чашу». А то у меня после
    этого совсем нет сил ни на какой цигун, не чувствую никаких вибраций,
    хочется только спать! Если вам так удобней, можете ответить мне на
    почту. Надеюсь на отклик, в нашем маленьком городке совсем трудно даже с единомышленниками, не то что с учителями…

    • Уважаемый Семен! Лично я такими проблемами никогда не заморачивался — в отличие от моего соавтора А. Вильчинского. Поэтому я переадресовал Ваш вопрос ему и настоятельно попросил ответить. Если он соблаговолит, Вы сможете обо всем прочесть здесь же, а если нет — не обессудьте, кое-какой комментарий я смогу дать, но только не конкретные практические рекомендации.
      Всего доброго!

  20. Уважаемый Валерий Николаевич, благодарен Вам за то, что взяли на себя труд и ответили мне. Но как говориться, такого ответа я и боялся, ведь в моём возрасте уже меняется отношение к компромиссам. И я итак большую часть жизни обманывал себя всячески, а почувствовав что получается цигун, вдохновился и размечтался как ребёнок, о всяких достижениях и совершенствах. В тайне даже надеясь, что прилежные занятия малым, откроют какой — никакой путь к Истине. Я не стесняюсь, что так вот пишу о личном, а может кому-то тоже польза будет…

    И я как-то надеялся, что вопреки, с виду справедливым, рассуждениям моей жены и батюшки, у Вас есть познание которое сможет объяснить мне, что правильность не в цигуне или религии, а в чём-то таком главном и большем, чего ни я, ни моя жена, ни наверное и батюшка пока не знаем. Да вот и жена ещё подзуживает, что значит Иисус Христос нигде не говорил, что — «глупо молиться об избавлении от скорбей», и что этот наш компромисс, это «служение двум господам», и тут уж дескать сказано, что неважно иноки мы или миряне — так как это вопрос принципиальный и платой за лечение станет, сами знаете, что. Вы уж простите меня Валерий Николаевич дорогой, я понимаю что докучаю Вам, а я Вам очень благодарен, что эта наука подарила мне многие надежды. 

    С глубоким уважением к Вам. Петр. 

    • Уважаемый Петр!
      Мое отношение к занятиям цигун и всем прочим восточным хитростям довольно специфическое. Поскольку я твердо (как мне кажется) придерживаюсь православия, то не считаю подобные практики ничем большим, как инструментом поддержания ТЕЛА в относительном порядке, и категорически не приемлю никакие поиски «истины» и «пути» вне православия. Кесарю — кесарево, а Богу — Богово! Я крайне отрицательно отношусь ко всяким «гуру», «учителям» и всем тем, кто занят их поисками, потому что искать следует лишь в одном месте — в храме, а учитель также один-единственный, тот, кому две тысячи лет назад достался крест.
      Занимайтесь каратэ, ушу, цигуном и т.д., но до тех пор, пока это не выходит за рамки ТЕЛА. Если Вам помогает цигун — на здоровье, только не ищите в нем ничего большего, и нигде не ищите — ни в одной из восточных практик, как бы они не назывались, духовной истины нет и никогда не было, а вот забрести, так сказать, на темную сторону чрезвычайно легко.
      Греховны ли такие занятия? Да, но лично я тешу себя надеждой, что грешок не велик. Это моя позиция, которую я никому не навязываю. На сегодняшний день я практикую 18 форм тайцзи-цигун и 48 форму тайцзи-цюань исключительно для себя, занятий не веду, и отнюдь не считаю всё это таким уж важным.
      Всего доброго. Валерий.

  21. Уважаемый Валерий, я к сожалению не знаю Вашего отчества, спасибо Вам большое, мне почти уже 60 лет, занимаюсь по Вашей книге ежедневно, уже ровно год, в начале, пока не выучил весь комплекс, делал только первые три упражнения, но 15 — 20 минут утром и вечером. А потом стал прибавлять по мере разучивания. Не перестаю удивляться, как эти не очень сложные упражнения обладают таким воздействием?
    Стесняюсь перечислять, (а может боюсь сглазить) перечень своих болячек про которые стал вспоминать реже и реже, но это так и есть, на самом деле! А что я хотел у Вас спросить, так это про мою жену, которую никак не могу уговорить заниматься со мной, потому что она стала ходить в нашу церквушку рядом с домом, и во всём советоваться с батюшкой который её отговаривает. А мне она говорит, что болезни по допущению Бога и надо молиться, а не хитростью и «энергией — ци». И мне бы Ваши разумные слова, чтобы я ей объяснил, где она у меня заблуждается. И что в её религии,
    тоже много неоднозначного.
    С глубоким уважением Петр.

    • Уважаемый Петр! Отчество мое Николаевич, а по поводу Вашей проблемы с женой могу сказать следующее.
      С точки зрения православия, болезни даются нам не просто так, а с вполне определенной целью: кому-то для усмирения гордыни, кому-то для закалки духа, чтобы человек притормозил суету и о чем-то задумался — вариантов бесчисленное множество. Соответственно, глупо молиться об избавлении от скорбей, данных нам в наущение, их следует терпеть и делать выводы. Не менее глупо и даже греховно (с точки зрения строгого православия) пытаться избавиться от них сугубо земными, человеческими средствами — посредством медицины, что включает и нетрадиционные методики: различные виды гимнастик, дыхательных и энерготренингов и прочего, куда входит, в частности, цигун. НО — мы не монахи и не святые, а обычные грешные, слабые люди, и поэтому для нас нормально стремление избавиться от болезней.
      На мой взгляд, конкретно в цигун и тайцзи-цигун греховного, скажем так, мало — мы не обращаемся к темным силам, не подключаемся к неведомым источникам неизвестных энергий, а просто прорабатываем то бренное тело, что дано нам Создателем. Собственно, в чем разница между банальной утренней зарядкой и чуть более специфическими упражнениями?
      Вот чего точно не следует делать — так это обращаться за «помощью» к любого рода целителям и эктрасенсам. Если они берут деньги — значит, это либо шарлатаны, либо бизнесмены от мистики. А вот если они денег не берут, то однозначно относятся к самой опасной категории «ловцов душ», и платой за лечение станет, сами знаете, что. Причем в большинстве случаев сами они могут и не осознавать этого, искренне считая, что несут людям добро.
      Пусть Ваша супруга четко определит свою позицию, а поучать или принуждать в таких ситуациях никого нельзя. Как говорит мой соавтор по книжке, «внешняя пилюля не поможет, нужна только внутренняя пилюля», сиречь — имеет значение исключительно собственное внутреннее убеждение, расставленные вешки и обозначенные цели, и пытаться корректировать сие извне — совершенно бесполезно!
      Если следовать путем бескомпромиссного православия — то следует держаться лишь поста и молитвы, однако это скорее иноческий, нежели мирской путь.
      Подавляющее же большинство (и я в том числе) следуют путем компромисса.
      Примерно так.

  22. Огромное спасибо за всё, что Вы пишете. «Круги на воде» — само совершенство как образец методической проработки, фактически теория методики преподавания не только для боевых искусств, но и многих других дисциплин.

  23. Большое спасибо Вам, Валерий, за книги в открытом доступе!
    Особенно за подробно рассмотренные 18 тайцзи-форм в книге «Цигун для начинающих». Однако при внимательном ознакомлении с комплексом я столкнулся с тем, что в тексте 5-ой, достаточно сложной по внутренней координации формы нет указаний по постановке дыхания 🙁
    Естественный цикл (рука назад и вверх — вдох, рука вперед — выдох) тоже оставляет открытым вопрос: когда именно выдох должен смениться вдохом? В момент сведения локтей («опустошения груди»)? Или, следуя «боевой традиции», тогда, когда движущаяся вперед рука завершает движение, достигнув крайнего переднего положения?
    С уважением и благодарностью,
    Ваш читатель.

    • Добрый вечер, Константин!
      В форме «Разворачивать свиток» (если Вы о ней) дыхание элементарное: во-первых, здесь логично использовать прямое (буддийское), во-вторых, выдох начинается примерно тогда, когда рука проходит крайнее верхнее положение: расслабленная кисть под собственным весом провисает вперед, принимая горизонтальное положение, и здесь уже пошел тихий выдох, который завершается по приходу кисти в крайнее переднее положение. Вторая рука при этом уже оттянута к боку, а как только начинается «раскрытие» — начинается и новый вдох. Нюансы — по личным ощущениям.
      Всего доброго.

  24. Здравствуйте, Валерий!
    Выражаю огромную благодарность за Ваши книги.
    Они помогаю конструктивно настраиваться.
    Особо перечитывал по несколько раз «Круги на воде» и
    «Цигун и йога — путь к бодрости и долголетию».
    Успехов Вам!
    С уважением!
    Владимир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *